Проведение поисково- спасательных и аварийно- спасательных работ. Этапы поисково-спасательных работ
Стоимость вызова поисково-спасательной службы — 5000 рублей.
Время прибытия по Москве — от 20 минут , по Московской области — от 30 минут.
Цена указана за однократный вызов. Все дополнительные услуги оплачиваются отдельно, согласно действующим тарифам.
Поисково-спасательные работы являются самой важной частью аварийных работ, и направлены на обнаружение людей, чьей жизни угрожает опасность, людей, которых надо спасти. В географию поиска и спасательных мероприятий входят и такие труднодоступные области, как воздух и вода. Ввод спасательного отряда в область ЧС является значимым этапом в период проведения аварийных работ. Для осуществления данной части операции следует чётко сформулировать и поставить перед поисково-спасательным формированием задачу, организовать работу и наладить взаимодействие всех тех сил, которые пребывают в зоне ЧС. Благодаря чёткому и быстрому вводу специалистов, работы удаётся завершить в кратчайшие сроки и с наибольшей эффективностью. Участки для спасательных работ должны быть соответствующим образом подготовлены в инженерном и организационном плане. Для этого проводится инженерная разведка, подготовка путей для ввода новых сил, подготовка условий для их содержания, а также обеспечение необходимым оборудованием.
Проведение поисково-спасательных работ
В перечень проводимых работ входит несколько видов:
- Поисково-спасательные работы по ликвидации чрезвычайной ситуации на автотранспорте. Данному типу отводится печальное первое место среди всех видов работ. Для организации операции в данном случае нужно принимать во внимание множество особых нюансов, а также обладать соответствующим оборудованием и средствами поиска, освещения и навыками оказания мед. помощи.
- Газоспасательная разновидность работ. Достаточно опасный вид мероприятий, востребованный, когда окружающей среде угрожают токсичные/взрывоопасные/пожароопасные вещества, чья концентрация выше допустимых норм.
- Химическая разведка в области аварии и помощь людям в обстановке, которая непригодна для дыхания. Борьба с химически опасными веществами, попавшими в атмосферу.
- Горноспасательная разновидность работ – комплексные мероприятия по спасению в случае открытых работ в горах.
- Зачистка судовой ёмкости от осадков нефтяных продуктов.
Поисково-спасательное формирование
Для качественного и эффективного проведения спасательных работ потребуется обратиться к команде, которая обладает всем необходимым для решительных действий. А именно: оборудованием и средствами для осуществления всех видов работ, навыками и опытом. Конкретно от квалификации и профессионализма спасателей зависит исход операции, а также человеческие жизни. Поэтому в данном вопросе следует обращаться только к лучшим из лучших. С ЦЭПЧС вы можете быть уверенным в том, что доверите проведение важной операции настоящим профессионалам.
Центр экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях предлагает вашему вниманию услуги профессиональных спасателей. Наши специалисты разрабатывают, организуют и проводят спасательные операции разных типов по территории всей страны. У нас имеются все необходимые для этого инструменты и средства. Мы проводим тщательный отбор сотрудников, поэтому все наши спасатели обладают высоким уровнем подготовки к любой нестандартной ситуации. Они постоянно тренируются для повышения уровня мастерства, а потому всегда способны прийти на помощь и максимально эффективно справиться с поставленной перед ними задачей. Мы готовы взять на себя проведение всех этапов спасательного мероприятия от «А до Я».
11.1.1. Поисковые и аварийно- спасательные работы являются частью поискового и аварийно- спасательного обеспечения полетов и включают:
Организацию вылета (выхода) дежурных поисково- спасательных сил т средств;
Управление поисково- спасательными силами и средствами, организацию их взаимодействия и усиления;
Поиск воздушных судов, потерпевших бедствие;
Тушение пожара на воздушном судне;
извлечение из воздушного судна пострадавших и оказание им первой медицинской помощи;
эвакуацию людей с места бедствия, в том числе и в лечебные учреждения.
11.1.2. К поисковым и аварийно-спасательным работам могут привлекаться силы и средства других министерств и ведомств на местах:
скорая медицинская помощь территориальных органов здравоохранения;
пожарные и другие подразделения МВД;
местные органы милиции и КГБ;
местная водолазная служба и ОСВОД;
Дежурные подразделения морских и речных пароходств;
Личный состав воинских частей и гражданских организаций.
Взаимодействие на местах организуют начальники управлений и руководители предприятий ГА в соответствии с разработанными планами.
11.2. Организация и проведение поисково-спасательных работ
Организация и проведение поисково-спасательных работ осуществляется в соответствии с Руководством по организации и проведению аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродромов гражданской авиации.
Поисково-спасательные работы организуются командиром (начальником) предприятия ГА, а при отсутствии - руководителем поисково-спасательных работ и выполняются в случаях:
получения сигнала бедствия с борта воздушного судна;
получения сообщения о бедствии морского судна;
Если в течение 10 мин после расчетного времени воздушное судно не прибыло в пункт назначения, а радиосвязь с ним отсутствует;
если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;
если в установленное время экипаж воздушного судна не вышел на связь;
если по сообщению экипажа или по другим сообщениям известно, что состояние воздушного судна или остаток топлива не гарантируют безопасного окончания полета;
получения сообщения о предполагаемой посадке космического корабля в районе ответственности;
если при полете по воздушной трассе (вне трассы) потеряна связь с экипажем воздушного судна и его местонахождение в течение 20 мин установить не удалось;
указания командира (начальника) предприятия ГА или вышестоящего начальника.
11.2.3. Для проведения поисково-спасательных работ в районе ответственности предприятия ГА организуется дежурство подготовленных к поиску экипажей, поисковых воздушных судов и аварийно-спасательных команд. Выделяемые на дежурство поисково-спасательные воздушные суда должны быть оборудованы поисковой аппаратурой и иметь на борту комплекты спасательного имущества и снаряжения.
Вертолеты, кроме этого, должны быть оборудованы поисковыми фарами и грузоподъемными лебедками, обеспечивающими одновременный подъем спасаемого и спасателя.
При вылете на поиск на борту воздушного судна должна находиться парашютно-десантная группа (группа спасателей) в составе двух-трех человек, в том числе медицинский работник.
Для проведения поисково-спасательных работ, кроме специально выделенных, могут использоваться самолеты и вертолеты, не имеющие поисково-спасательного оборудования - для выполнения визуального поиска и эвакуационных работ, а также резервные, санитарные, патрульные и находящиеся в воздухе воздушные суда, которые могут быть направлены в район поиска.
Командир воздушного судна, принявший сигнал бедствия от другого воздушного или морского судна внутреннего плавания или обнаруживший судно, терпящее или потерпевшее бедствие, либо находящихся в опасности людей, обязан оказать им помощь постольку, поскольку он может это сделать без опасности для вверенного ему судна, пассажиров и экипажа, отметить на карте место бедствия и сообщить о бедствии органу УВД.
Для воздушных судов, привлекаемых к поисково-спасательным работам, сроки вылета с момента получения сигнала бедствия не должны превышать: летом - 30 мин, зимой - 45 мин.
Выделенные на дежурство поисково-спасательные воздушные суда и экипажи разрешается использовать для тренировочных полетов или полетов в производственных целях в районе ответственности данного аэропорта только при условии соблюдения установленных сроков вылета на поиск.
В аэропортах решением командира предприятия ГА определяются стоянки дежурных воздушных судов и местопребывание их экипажей, обеспечивающие установленную готовность к вылету.
Воздушные суда и экипажи, участвующие в аварийно-спасательных (эвакуационных) работах, пользуются правом внеочередного и безвозмездного обслуживания во всех аэропортах гражданской авиации.
В аэропортах, где взлет и заход на посадку воздушных судов производятся над морем (крупным водоемом), необходимо иметь водные спасательные станции, на которых должны быть в постоянной готовности 1- 2 спасательных катера, укомплектованных необходимым количеством надувных плавательных средств. В этих же аэропортах должно быть предусмотрено необходимое количество надувных спасательных средств и обеспечена доставка их к месту бедствия на воде поисковыми воздушными судами.
Диспетчер органа УВД, получивший сигнал бедствия или другую информацию о бедствии воздушного судна, обязан немедленно сообщить об этом руководителю полетов (старшему диспетчеру), дать указание всем экипажам ВС, находящимся в предполагаемом районе бедствия, одну из двух УКВ радиостанций включить на прослушивание аварийной частоты 121,5 МГц, объявить тревогу воздушным и наземным поисково-спасательным расчетам, определить местонахождение воздушного судна, терпящего бедствие, находящимися в его распоряжении средствами и оказать экипажу воздушного судна помощь в соответствии со сложившейся обстановкой.
11.2.10. Для выполнения поисково-спасательных полетов назначаются экипажи воздушных судов, прошедшие специальную наземную и летную подготовку и имеющие допуск к этим полетам.
Специальная подготовка экипажей производится в соответствии с программами МГА.
11.2.11. В ходе выполнения полетов на поиск экипажи воздушных судов обязаны:
выполнять поисковый полет в установленном районе;
иметь по возможности непрерывную связь с соответствующими органами УВД и другими поисковыми экипажами;
соблюдать установленные правила безопасности полетов;
использовать, сообразуясь с конкретной обстановкой, различные методы поиска и бортовые РТС.
При обнаружении воздушного судна, терпящего (потерпевшего) бедствие, командир поискового воздушного судна обязан определить и отметить на карте его местонахождение, установить с ним связь, уточнить состояние здоровья экипажа, пассажиров, выяснить, какая необходима помощь, возможна ли посадка в районе бедствия воздушного судна, и доложить эти данные органу УВД.
Наведение корабля (катера) в район терпящих бедствие осуществляется экипажем поискового воздушного судна по радио, а при отсутствии радиосвязи - посредством установленных сигналов или периодических полетов над кораблем (катером) в направлении потерпевших бедствие.
В тех случаях, когда принятые для поиска воздушного судна меры не дали результата, решение о прекращении поиска принимается руководителем министерства, государственного комитета или ведомства, в ведении которого находится судно, а в отношении судна, находящегося в собственности кооперативной или иной общественной организации,- руководителем этой организации.
Решение о прекращении поиска в пределах СССР иностранного воздушного судна принимается МГА.
11.2.15. Воздушное судно, поиск которого официально прекращен, если не установлено местонахождение судна или его обломков, считается пропавшим без вести.
6.1. Этапы поисково-спасательных работ
В соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» спасатели обязаны при выполнении аварийно-спасательных работ активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению и эвакуации, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи, неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ.
Спасательные работы включают следующие этапы:
поиск пострадавших;
деблокирование пострадавших;
оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
эвакуация пострадавших из зон опасностей (мест блокирования) на пункт сбора.
Поиск пострадавших представляет собой совокупность действий спасателей, направленных на обнаружение, выявление местонахождения и состояния людей, установление с ними связи и определение видов и объемов необходимой помощи.
Деблокирование пострадавших есть совокупность организационных мероприятий и технологических операций, выполняемых спасателями с целью доступа к пострадавшим, извлечения из мест блокирования, организации путей их эвакуации.
Первая медицинская помощь оказывается пострадавшим на месте их деблокирования с целью спасения жизни пострадавших путем устранения воздействия поражающих факторов и приведения пострадавшего в состояние, позволяющее осуществлять эвакуацию из опасной зоны. Оказание медицинской помощи в ряде случаев производят на пункте сбора пострадавших после их эвакуации.
Эвакуация пострадавших из мест блокирования заключается в организованной и быстрой доставке пострадавших в безопасные места, на пункты сбора или лечебные учреждения.
6.2. Способы и приемы поиска пострадавших
Поиск пострадавших способом сплошного визуального обследования участка спасательных работ.
а) Поиск пострадавших в разрушенных зданиях. Поисковые работы способом сплошного визуального обследования производятся подразделениями (группами, расчетами) специально организованными для этой цели. Состав назначенного подразделения определяется исходя из площади и высоты обследуемого завала, характера разрушения здания, его функциональной принадлежности, метеорологической обстановки, времени года и суток в момент проведения поиска и целого ряда других причин. В среднем следует исходить из расчета: одна поисковая группа в количестве 20 человек на одно многоэтажное здание. На группу зданий может выделяться поисковое подразделение, численностью до 60 человек, которое для непосредственного обследования территории разбивается на расчеты из 2...3 человек.
Участок поиска делится на полосы, назначаемые каждому расчету. Ширина полосы поиска зависит от ряда факторов (характера завала, условий движения, видимости и т.д.) и может составлять 20...50 м. Расчет оснащается
шанцевым инструментом, средствами обозначения мест нахождения пострадавших (флажки, фонарики, сигнальные ракеты), средствами связи и индивидуальной защиты и средствами оказания первой медицинской помощи. В некоторых случаях поисковые группы могут оснащаться средствами альпинистского и пожарного снаряжения.
Обследование разрушенного, полуразрушенного или поврежденного здания должно начинаться с осмотра его внешних сторон в границах его проектной застройки или по периметру образовавшегося завала. В первую очередь обследуются окна, сохранившиеся балконы и этажи в провалах стен. В этих местах могут находиться люди, лишенные возможности самостоятельно покинуть опасную зону из-за отсутствия путей к эвакуации.
Осмотр внутренних помещений производится по отдельным секциям (подъездам, цехам) зданий последовательным перемещением расчетов с этажа на этаж с одновременным обходом всех сохранившихся помещений на обследуемом уровне здания, включая те, доступ в которые может быть обеспечен силами поискового расчета. В местах, где есть реальная угроза обрушения неустойчивых элементов конструкций, продвижение и осмотр должны производиться с соблюдением соответствующих обстановке мер безопасности
б) Поиск пострадавших в районе схода снежных лавин. При поиске пострадавших в районе схода снежной лавины следует учитывать их положение до начала схода лавины:
если лавина сорвалась на человека сверху – искать его на периферии конуса выноса;
при срыве лавины из-под ног человека – искать его надо по верхнему краю лавины;
если человек некоторое время удерживается на поверхности лавины, а затем исчез – искать его следует ниже последнего места нахождения на значительной глубине.
В начале поиска необходимо тщательно осмотреть поверхность конуса лавины и место вокруг него с целью установления признаков засыпанных пострадавших (предметов одежды, снаряжения и т.п.). При осмотре поверхности спасателям необходимо останавливаться через каждые 3 - 4 шага и подавать звуковые сигналы, затем прислушиваться к звукам из-под лавины.
Зондирование лавины следует проводить в местах предполагаемого нахождения людей, а при натыкании зонда на мягкие предметы – раскопать это место.
Если люди не обнаружены, необходимо зондировать всю лавину вдоль осевой линии стока в полосе 15 – 20 м. Для этого спасатели становятся шеренгой возможно плотнее друг к другу и лицом к склону, затем поднимаются от подножья вверх, зондируя каждые 25 –30 см. Зонд вводится строго вертикально и осторожно, вначале у носка левой ступни, затем между ступнями и у носка правой ступни.
После зондирования склона перед собой шеренга по команде «Марш» поднимается на 25 – 30 см и зондирует склон далее.
При обнаружении пострадавшего в первую очередь делаются скважины для облегчения доступа воздуха к пострадавшему.
При большой глубине снежного покрова, когда зонд не достигает грунта, после первого зондажа роются траншеи параллельно сходу лавины «снизу - вверх» несколько ниже места остановки лавины. Траншея прокладывается двумя спасателями, один из которых ведет наблюдение. Траншеи роются шириной 1,5 м с интервалом 2м, в них зондируются дно и стены. В очень плотном снегу применяются лавинные пилы.
В случае безуспешных поисков лавина покрывается сетью траншей.
Обнаруженные пострадавшие опрашиваются об их состоянии, полученных травмах, условиях, в которых они оказались, и о наличии рядом с ними других пострадавших. По возможности им оказывается первая медицинская помощь, после чего поиск продолжается.
Месторасположение обнаруженных пострадавших и погибших обозначается специальными указателями, размеры, форма и содержание которых устанавливается командиром подразделения.
После завершения поиска подразделение может приступить к выполнению других спасательных работ или продолжить поисковые работы на другом объекте.
Поиск пострадавших с помощью специально обученных собак (кинологический способ) . Кинологический поиск осуществляется расчетом поисково-спасательной службы (ПСС), состоящим из инструктора-кинолога (вожатого) и собаки. Он основан на использовании высокой чувствительности органов обоняния животных, с помощью которых они устанавливают места выхода запаха пострадавших на поверхность завала. Подготовленная собака ПСС обозначает эти места характерным поведением, например, лаем, поскуливанием или выполнением команды «сидеть».
Наиболее рациональная организация кинологического поиска предполагает три основные периода работы расчетов:
в ходе разведки зоны разрушений до начала основных спасательных работ;
в ходе спасательных работ с целью уточнения и корректировки спасательных операций;
по завершению спасательных работ для контроля их результата.
В зависимости от сложности зоны поиска ее размеров, фракционности и пустотности кинологический поиск может быть организован одиночным, групповым и последовательным образом. При одиночном поиске для обнаружения пострадавших используется один расчет. Однако такой способ является достаточно ненадежным приемом, так как собака может быть травмирована или ей потребуется отдых после работы в задымленном или загазованном помещении. Все это может затянуть поиск или вообще не дать результата.
В связи с этим ведение поисковых работ с применением специально обученных собак должно осуществляться групповым или последовательным образом, так при групповом варианте поиска в завалах на территорию завала должны выпускаться все имеющиеся расчеты, которые, разбив завал на отдельные участки, постепенно обследуют весь объем завала. Такой подход целесообразен при большом количестве кинологических расчетов, относительно малых объемах завалов (один-два здания) и сжатых сроках поиска.
При крупномасштабных разрушениях, когда возможные сроки поисковых работ превысят одну смену (10 ..12 ч), следует применять последовательный вариант организации поиска. С этой целью весь личный состав поисковых подразделений разбивается на группы по 3...5 расчетов в каждой. Поиск ведется по скользящему графику, согласно которому расчеты сменяют друг друга примерно через 40...45 мин, при этом постоянно в работе находятся 2...3 расчета, а 1...2 вожатых отдыхают. Такой подход позволяет поддерживать высокий темп поиска за счет свежего отдохнувшего резерва.
Расчет сил и средств должен производиться исходя из следующих основных показателей производительности расчетов ПСС:
Время обнаружения пострадавшего на территории завала 100х100 м при высоте завала 3...5 м - не более 30 мин;
Время непрерывной работы расчета - не более 45 мин;
Продолжительность рабочей смены - не более 12 ч.
Поиск пострадавших с использованием специальных приборов поиска . Принципиальная возможность обнаружения и идентификации человека в завале с помощью технических средств основана на регистрации приборами характерных для жизнедеятельности человека проявлений, таких как дыхание, сердцебиение, движение, электромагнитное излучение и т.д. Перечисленные факторы легли воснову создания приборов поиска нескольких типов, различающихся по способу фиксирования человека акустические; оптические; радиоволновые; регистрирующие продукты метаболизма.
В настоящее время при поисках пострадавших используют акустические, индукционные и тепловые приборы.
Наибольшее развитие и распространение нашли акустические приборы, принцип действия которых основан на регистрации оператором акустических и сейсмических сигналов, издаваемых пострадавшими (крики, стоны, удары по элементам конструкций). Приборы этого типа, как правило, состоят из трех основных элементов: приемного устройства (микрофона, датчика); усилителя-преобразователя; выходного устройства (головных телефонов, индикаторов и т.д.).
К акустическим приборам поиска пострадавших относятся акустические системы Пеленг-1 и Пеленг-3, предназначенные для автоматического поиска пострадавших в завалах. Возможности акустического прибора Пеленг-3 таковы:
глубина обнаружения - до 9 м;
площадь одновременно обследуемой поверхности – 25-100 м 2 ;
точность обнаружения:
по поверхности - 0,5 м;
по глубине – 1 м;
габариты – 490х280х170 мм.
Индукционные приборы поиска используют свойства электрического проводника изменять свою индуктивность при изменении магнитного поля внешней среды, в которой находится этот проводник. В свою очередь изменение магнитного поля внешней среды вызывается влиянием тела пострадавшего.
К приборам индукционного обнаружения относится «Магнус». Он предназначен для определения местонахождения пострадавшего под однородным по составу слоем грунта, грязевого слоя селевого потока, в пресной воде, под снегом, в завалах деревянных, кирпичных и других разрушенных строений.
Технические характеристики этого прибора следующие:
глубина обнаружения - не менее 3 м;
время непрерывной работы от автономных источников питания – не менее 8 час.;
внешний диаметр поисковой рамки- 0,6 м;
масса переносного блока - 2,5 кг;
габариты приемного блока– 180х200х180 мм.
Тепловые приборы основаны на улавливании теплового излучения, распространяющегося от тела пострадавшего.
К приборам, основанным на улавливании собственного теплового излучения пострадавшего, относится поисковый прибор аварийно-спасательных служб «Спасатель». «Спасатель» используется для поиска открыто расположенных пострадавших, визуальный поиск которых затруднен ввиду слабой освещенности или задымления.
Его технические характеристики:
дальность обнаружения слабо нагретого объекта (310 кал) – не менее 80 м;
поле зрения - 15 градусов;
масса прибора – около 2 кг.
Для визуального поиска путем наблюдения при пониженной естественной ночной освещенности, а также в условиях полной темноты используется инфракрасный ночной бинокль НБ-3М. Его характеристики:
увеличение – 8-кратное;
поле зрения – 15 градусов;
дальность наблюдения – 100-800 м;
дальность инфракрасной подсветки- до 100 м;
масса прибора – 1,2 кг.
Организация поиска с помощью акустических приборов осуществляется командиром соответствующего подразделения. Район поиска (объект, здание) разбивается на отдельные участки. Перед началом поиска оператор проводит визуальный осмотр участка поиска, определяя маршрут движения по завалу и места предполагаемых замеров. В ходе движения по завалу оператор устанавливает приемные устройства на поверхность земли или железобетонных плит, обеспечивая плотный контакт датчика и среды.
В начале оператор производит несколько контрольных замеров, определяя места, где сигнал максимален. Затем в радиусе нескольких метров от этой точки проводятся еще несколько измерений с целью определения направления на поступающие сигналы. Выбрав направление, оператор перемещается по завалу (насколько это позволяют условия) в сторону увеличения сигналов и устанавливает точку, где сигнал максимален, что соответствует месту нахождения пострадавших.
В случае применения приборов, оснащенных микрофонным зондом, оператор погружает его на глубину до 2 м вовнутрь завала, что обеспечивает возможность приближения микрофона к местам возможного расположения пострадавших и снижает в несколько раз наружные звуковые помехи. Желаемая громкость прослушиваемых сигналов устанавливается с помощью усилителя, имеющего один или несколько акустических фильтров. Получение информации осуществляется либо непосредственно через головные телефоны по субъективным ощущениям оператора либо с помощью индикаторов, регистрирующих максимальное звучание в точках измерений.
Необходимо отметить, что акустическим приборам поиска присущи определенные ограничения по применению. Большое влияние на точность измерений и соответственно на результат поиска оказывают шумы, создаваемые работающими механизмами и оборудованием, перемещающимися по завалу спасателями, осыпанием грунта, капанием воды и т.д. Эти факторы должны быть учтены как при производстве поисковых работ, так и при подготовке операторов.
Кроме того, эффективное применение акустических приборов поиска возможно только тогда, когда пострадавший в состоянии заявить о своем существовании криком, стоном, стуком. Если же пострадавший находится в бессознательном состоянии, использование поиска в акустическом диагнозе вряд ли даст результаты. Необходимой использовать другие приборы поиска, например, индукционные или тепловые.
Поиск пострадавших по свидетельствам очевидцев. Поиск пострадавших в условиях разрушения зданий по свидетельствам очевидцев представляет собой комплекс мероприятий и действий, проводимых личным составом поисково-спасательных подразделений и органов управления ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации. Он заключается в опросе лиц, способных дать информацию о местонахождении пострадавших, которых они сами видели (слышали), или о наиболее вероятном их местонахождении в момент разрушающего воздействия.
Такими лицами могут быть:
спасенные (деблокированные) пострадавшие,
жильцы дома, подъезда соседи;
работники предприятий и служащие учреждений, оказавшиеся вне зданий в момент их разрушения;
представители администрации предприятия, работники ЖЭК (РЭУ, ПРЭО, домоуправления), учителя и воспитатели школьных и детских учреждений, а также другие лица, имеющие письменную и устную информацию о местах скопления людей в момент разрушения зданий;
очевидцы (свидетели) - случайные прохожие и дети, оказавшиеся рядом с разрушенным зданием;
личный состав подразделений, выполняющих АСДНР.
Опросом очевидцев занимаются назначенные для этой цели подразделения или специально сформированные группы спасателей.
В ходе опроса очевидцев выясняются следующие данные:
количество и места нахождения пострадавших, кратчайшие и наиболее безопасные пути (маршруты) доступа к ним;
состояние пострадавших и требующаяся им помощь;
условия обстановки в местах расположения пострадавших и наличие опасности воздействия на них вторичных поражающих факторов.
Результаты опроса включаются в донесение о результатах поиска пострадавших и используются для уточнения и корректировки действий других поисковых и спасательных подразделений и формирований.
Представители подразделений (групп), занимающихся опросом очевидцев, должны работать:
в местах (на объектах) ведения поисково-спасательных работ;
в пунктах сбора пораженных;
в медицинских пунктах и в лечебных учреждениях;
в палаточных городках и в местах временного размещения людей;
в пунктах посадки эвакуируемых на транспорт.
В случаях, когда в зону ответственности такого подразделения (группы) входит подвергшееся разрушению жилое здание, командир подразделения (группы), по возможности, должен иметь список его жильцов с указанием их точного адреса (номера подъезда, этажа, квартиры) и места работы (учебы). Этот список может быть получен от работников ЖЭК (РЭУ, ПРЭО, домоуправления) и дополнен с их участием необходимой информацией.
При проведении спасательных работ в зоне разрушения зданий промышленных предприятий и административных зданий подобные списки, кроме фамилий рабочих и служащих, должны содержать информацию о точном месте работы и времени работы каждого. Списки могут быть получены от должностных лиц или администрации (начальников) цехов и отделов, мастеров, руководителей других штатных подразделении, директоров школ и заведующих детскими учреждениями, других лиц.
По результатам поиска любым из рассмотренных способов командир подразделения (группы, расчета) составляет донесение в виде схемы (плана) района или участка с легендой, включающей необходимые сведения о местах и условиях нахождения пострадавших (в том числе - погибших), их количестве и состоянии, опасности воздействия на вторичных поражающих факторов, а также о возможных способах и ориентировочных объемах оказания пострадавшим необходимой помощи.
Общие положения
Настоящее Руководство определяет основы организации и способы выполнения поисково-спасательных работ катерами и судами
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) при поиске коллективных и индивидуальных спасательных средств с аварийных объектов (АО), плавающих на воде, спасании людей, на территориальном море и внутренних водах Российской Федерации.
В настоящем Руководстве под АО - «Аварийным объектом»
понимается судно, катер, приводнившийся летательный аппарат, иное плавучее сооружение, находящееся в опасности и/или получившее повреждения, для ликвидации последствий которых требуется помощь поисково-спасательных сил и средств.
Цели поисково-спасательных работ (ПСР):
- поиск и обнаружение коллективных и индивидуальных спасательных средств, людей, плавающих на воде, а также других плавающих на воде предметов, свидетельствующих об аварии;
- поиск и обнаружение потенциально-опасных подводных объектов на грунте;
- спасание людей, плавающих на воде , в том числе в коллективных и индивидуальных спасательных средствах, а также с гибнущих АО и оказание им первой медицинской помощи;
- оказание помощи АО в сохранении (восстановлении, обеспечении) его способности противостоять полученным повреждениям до прибытия в пункт базирования, в том числе на буксире.
Решение на проведение поисково-спасательных работ
в зоне ответственности Регионального центра МЧС России (Главного управления МЧС России по субъекту РФ) принимает начальник РЦ МЧС России (ГУ МЧС России по субъекту РФ).
Основанием для принятия решения на проведение ПСР является:
- донесение об аварии
, принятое непосредственно от АО или свидетелей, наблюдавших аварию или принявших сигнал бедствия, а также обнаруживших на поверхности воды людей, всплывшие масляные пятна и предметы, относящиеся к аварийному объекту;
- прием сигналов аварийных радиостанций
(радиобуев);
- во всех других случаях, когда экипажу судна требуется помощь.
Одновременно с принятием решения на проведение ПСР выполняются следующие мероприятия:
- назначается руководитель ПСР
, отвечающий за их организацию и управление с КП РЦ МЧС России (ГУ МЧС России по субъекту РФ);
- развертывается КП руководителя ПСР;
- на КП анализируется информация об аварии и предварительно оценивается район вероятного местонахождения объекта поиска, определяется наряд сил и средств, необходимый для выполнения поиска и его продолжительность;
- организуется сбор необходимых сведений
и анализ обстановки для выработки предложений и принятия решения по организации и проведению спасательных работ;
вырабатывается решение на проведение ПСР.
Общее руководство ПСР
осуществляет начальник РЦ МЧС России (ГУ МЧС России по субъекту РФ). Руководителем ПСР назначается начальник поисково-спасательной службы или один из его заместителей. Руководителем поисково-спасательных работ в местах массового отдыха и спорта назначается начальник ГИМС.
На КП РЦ МЧС России (ГУ МЧС России по субъекту РФ) развертывается штаб поисково-спасательных работ
.
Основными функциями ШПСР (структура и организация ШПСР определяются приказом начальника РЦ МЧС России (ГУ МЧС по субъекту РФ):
- сбор, анализ, отображение обстановки по аварийной ситуации, прогнозирование ее развития, доклад выводов из оценки обстановки руководителю ПСР;
- выполнение расчетов , выработка предложений и рекомендаций руководителю ПСР по ведению ПСР;
- разработка и выдача рекомендаций по оказанию помощи АО, спасанию людей;
- организация подготовки
и доставки в район ПСР дополнительных сил, средств и имущества для обеспечения ПСР и оказания помощи АО;
- организация взаимодействия со спасательными службами других федеральных органов исполнительной власти при проведении ПСР;
- подготовка и доклад руководству МЧС России справок по ходу ведения ПСР.
Поисково-спасательные работы включают:
Оповещение об аварии;
- поиск АО и людей, плавающих на воде;
- спасательные работы.
Поиск подразделяется на этапы:
- подготовки к поиску;
- проведения поиска и обследования контактов;
- наведения и передачи координат АО силам спасания (спасателю - настоящем Руководстве под «Спасателем» понимается одиночное спасательное (спасательное буксирное), любое другое судно (корабль), призванное по своему предназначению или приказанию выполнять поисково-спасательные и другие работы по оказанию помощи АО и спасанию людей).
Спасательные работы подразделяются на этапы:
- подготовки к спасательным работам;
- обследования аварийного объекта;
- оказания помощи АО и спасания людей.
Подготовка к поиску включает в себя:
- принятие решения на проведение поиска;
- постановку задач силам поиска;
- определение организации выполнения работ
и порядка взаимодействия выделенных сил;
- развертывание выделенных сил и средств поиска в назначенном районе;
- расчет дальности действия средств поиска в районе ;
- выполнение мероприятий по навигационно-гидрографическому и гидрометеорологическому обеспечению поисковых работ, в том числе:
- развертывание (при необходимости) дополнительных систем навигационного координирования сил поиска;
- оборудование района поиска надводными ориентирами, выявление характеристик течений, грунта, рельефа дна, определение температуры, плотности, солености и прозрачности воды.
При поиске АО
обследование поверхности моря осуществляется визуальными и радиотехническими средствами в течение всего периода проведения поисковых работ. Последовательность применения средств поиска определяется наличием или отсутствием на объекте средств обозначения. Поиск должен начинаться с участка наиболее вероятного местонахождения объекта и в общем случае включает:
- определение района поиска и последовательности обследования участков;
- визуальный осмотр поверхности воды для обнаружения людей, плавающих на воде, в том числе в коллективных и индивидуальных спасательных средствах;
- поиск плавающих на поверхности воды, средств обозначения АО, других предметов, относящихся к объекту поиска, а также масляных пятен, воздушных пузырей, - выходящих на поверхность воды;
- поиск обозначенных или не обозначенных АО на грунте
;
- получение достоверных контактов, их классификация и обследование;
- обозначение места объекта поиска или определение его координат с точностью, достаточной для развертывания спасательных работ и передача контакта силам, назначенным для их проведения.
После наведения или передачи координат места обнаруженного АО силам спасания осуществляется переход поисковых сил в базу (по плану) или привлечение их к проведению спасательных работ.
Спасательные работы в общем случае включают:
- доставку в район аварии средств спасания людей и оказания помощи;
- подбор людей, плавающих на воде;
- эвакуацию людей с гибнущего АО и коллективных спасательных средств;
- оказание медицинской помощи пострадавшим ;
- тушение пожаров на АО и горящего на воде топлива;
- тушение пожаров на причалах
, а также на береговых объектах у уреза воды в доступных для подхода спасателя местах;
- проведение радиационной и химической разведки в районе аварии и на АО;
- подачу на АО средств поддержания жизнедеятельности;
- откачку воды из затопленных отсеков ;
- закачку легких заполнителей, закладку надувных емкостей
и заводку (остропку) судоподъемных понтонов для поддержания АО на плаву;
- снятие АО с мели ;
- буксировку АО в пункт базирования (укрытия);
- выполнение мероприятий по ликвидации разливов нефти.
Организация ПСР - вводные сведения
ПСР на авиационном транспорте
ПСР на ж/д транспорте
ПСР на автомобильном транспорте
ПСР на водном транспорте
ПСР на подвесных канатных дорогах
ПСР на трубопроводном транспорте
ПСР в условиях пожаров
ПСР в условиях радиоактивного заражения
ПСР в зоне выбросов (проливов) СДЯВ
ПСР в горах
ПСР на воде
ПСР с использованием вертолета
ПСР в условиях эпидемий
Отчетные документы о проделанной ПСР
Организация и проведение поисково-спасательных работ в ЧС
Вводные сведения |
Классификация ЧС |
Организация дежурства, оповещения,связи |
Передвижение к месту проведения ПСР и в зоне ЧС |
|
Передвижение спасателей в условиях завалов |
Передвижение спасателей в стесненных условиях |
Передвижение спасателей по снегу |
Передвижение спасателей по льду |
Передвижение спасателей по болотам |
Передвижение спасателей в пещерах |
Преодоление преград
- водные преграды, страховка для брода, |
Ориентирование на местности |
Топографическая карта |
Набор необходимых предметов, виды и знаки сигнализации |
Условные обозначения в метеорологии |
Признаки погоды |
Организация временного жилья |
Костры - типы, площадки, растопки |
Сбалансированное питание по Покровскому |
Режим потребления питьевой воды |
Поиск пострадавших - правила, способы, сигналы, средства |
Сплошное прочесывание, зондирование, использование животных |
Поиск с использованием техники |
Деблокирование пострадавших, способы |
Транспортировка пострадавших - способы, очередность |
Требования к экипировке спасателей |
Инструменты, механизмы, машины, применяемые при ПСР |
Спецодежда - от механических и температурных воздействий |
Спецобувь - от механических воздействий, температур, скольжения |
Такелажные работы при ЧС |
Строповка (обвязка) опасных грузов |
Знаковая сигнализация при такелажных работах |
ПСР в условиях завалов |
Специфические травмы при завалах |
Способы обрушения опасных конструкций |
Применение лестниц - правила, способы, приемы |
Вводные сведения
основная задача спасателей
| ||
Основная задача спасателей
при ликвидации последствий ЧС - это организация и проведение оперативного поиска пострадавших и оказание им своевременной помощи. Статистика свидетельствует о том, что в первый час после ЧС при отсутствии помощи умирает около 40% тяжелораненых, через 3 ч - 60%, через 6 ч - 95%. Всю полноту действий по организации ликвидации последствий ЧС осуществляют республиканские, краевые, областные, районные, городские комиссии по ЧС или специально создаваемые временные штабы. Основной принцип руководства работами по ликвидации последствийЧС - единоначалие. Мероприятия по организации ПСР
зависят от конкретной ЧС и включают в себя следующие основные этапы
: Поисково-спасательные и аварийно-восстановительные работы начинаются сразу же по прибытии спасателей в зону ЧС. Они должны выполняться непрерывно и в любых условиях. |
||
Классификация чрезвычайных ситуаций:
по масштабу:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В соответствии с Положением о классификации ЧС природного и техногенного характера (Приказ Министра по чрезвычайным ситуациям РФ № 637 от 30.09.96 г.) ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. К локальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения. К муниципальной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 10 человек, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района. К региональной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ. К межрегиональной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1 тыс. человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ. К федеральной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1 тыс. человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов РФ. по причинам их возникновения:
Организация дежурства, оповещения, связи
Передвижение спасателей
Передвижение спасателей по пересеченной местности |
Пересеченной местностью называется участок земной поверхности без высоких гор. Ей присуще многообразие условий, в том числе наличие, наряду с ровными участками земли, возвышенностей, холмов, оврагов, долин, осыпей, рек, водоемов, растительности.
Передвижение по ровным участкам пересеченной местности характеризуется ритмичностью шагов с примерно одинаковой длиной и частотой. Ритмичность движений обеспечивается оптимальной работой системы кровообращения, дыхательной и других функциональных систем организма.
В момент безопорного положения ноги ее мышцы необходимо максимально расслабить. При опускании на землю мышцы ноги вновь напрягаются. Ступню нужно ставить на всю поверхность, а не на ребро, чтобы избежать травмирования голеностопного сустава. Идти следует со слегка согнутыми коленями.
Длина и частота шага сугубо индивидуальны и зависят от многих факторов: роста, веса. силы, опыта, тренированности человека, рельефа местности, массы переносимого груза. На крутых участках длина шага сокращается более чем наполовину, иногда она равна длине ступни или может быть даже короче.
При движении по ровным участкам средняя скорость составляет 4-5 км/ч и уменьшается при движении по лесу, болоту, кустарнику, зарослям, снегу, песку.
На подъемах ногу необходимо ставить на всю ступню, носки ног слегка развернуть в стороны. Это обеспечивает надежное сцепление подошвы обуви с опорной поверхностью. Туловище слегка наклоняется вперед.
С увеличением крутизны склона более 15° подъем осуществляется "елочкой". При этом носки ног разворачиваются в стороны. Чем круче склон, тем на больший угол надо разворачивать ступни. |
|
Подъем и спуск по склонам зачастую осуществляется "серпантином". Этот способ связан с движением поперек склона (траверсом). При "серпантине" ноги необходимо ставить всей подошвой поперек склона так. чтобы носок "ближней" к склону ноги был развернут вверх, а носок "дальней" ноги - вниз. Угол разворота ступни зависит от крутизны склона. В момент перемены направления движения вдоль склона необходимо сделать удлиненный шаг "дальней" ногой, поставив ее вверх по склону, затем расположить ступню "ближней" ноги поперек склона, в "елочку", развернуться и продолжить движение. |
Передвижение спасателей по осыпям:
Для облегчения движения по склону следует использовать звериные тропы, выбоины, надежно лежащие предметы, альпеншток, ледоруб.
Особого внимания требует движение по осыпям, поскольку оно связано с возможностью камнепада. Осыпи бывают прочными и непрочными, с мелкими, средними
Проведение ПСР способно вызвать необходимость передвижения спасателей в условиях завалов.
Маршрут движения выбирается с учетом кратчайшего расстояния
к месту работы, при отсутствии неустойчивых элементов и дополнительных препятствий на пути.
При передвижении в условиях завала спасатели должны проявлять предельную осторожность, поскольку он может таить в себе много неожиданного:
- пострадавших и материальные ценности;
- обрушение уцелевших, неустойчивых фрагментов строений и элементов зданий;
- пустоты и проседание их;
- взрывы в результате скопления в пустотах горючих и взрывоопасных газов;
- огонь и дым;
- поврежденные коммунальные сети, продуктопроводы;
- вредные вещества, в том числе СДЯВ.
При передвижении в непосредственной близости от завала особое внимание следует уделять уцелевшим фрагментам строений, поскольку они представляют собой повышенную опасность. Это связано с возможностью их внезапного обрушения. Не меньшую опасность таят в себе поврежденные системы коммунального хозяйства. В отдельных случаях существует угроза пожароопасности, взрывоопасности или отравления.
При движении по поверхности завала выбирают оптимальный и безопасный маршрут. Особое внимание уделяют выбору места постановки ног. Наступать нужно только на надежно лежащие предметы. В ряде случаев следует убрать с дороги остатки строений, доски, трубы, арматуру. Передвигаться в условиях завала, заходить в разрушенные здания, находиться вблизи них без необходимости нельзя. По завалу не следует бегать, прыгать, бросать на него тяжелые предметы. Это может вызвать травмирование спасателей и создать дополнительную угрозу здоровью и жизни пострадавших. В тех случаях, когда в зоне проведения ПСР остались частично разрушенные строения, необходимо оказать помощь людям, находящимся в них. Для этого спасатели должны оценить надежность строений, определить способы передвижения, извлечения и эвакуации пострадавших.
Передвижение в стесненных условиях
При проведении ПСР спасателям зачастую приходится передвигаться в стесненных условиях (узкий проход, колодец, трещина, труба).
Особенность такого передвижения заключается в том, что оно осуществляется в непривычных позах: на боку, на спине, на четвереньках. К этому необходимо добавить психологический дискомфорт, связанный с постоянным чувством страха, возникающим на основе клаустрофобии - боязни замкнутого пространства.
Как правило, в замкнутом пространстве скапливаются отравляющие и взрывоопасные вещества, в нем отсутствует свет.
Работы в стесненных условиях можно проводить после проверки воздуха рабочей зоны приборами или в изолирующем противогазе.
Спасатель находящийся в стесненных условиях должен быть застрахован веревкой. Для освещения пути следования и мест работы используются специальные фонари.
Передвижение по снегу
Передвижение спасателей по снегу может осуществляться пешком, с использованием снегоступов, лыж, саней, снегоходной и вездеходной техники.
Одним их распространенных способов является пеший. Его скоростьзависитот высоты и структуры снежного покрова, характера местности. Снежный покров высотой 0,3 м и более для пешего передвижения труден. Это связано с особенностью ходьбы, которая заключается в необходимости пробивать сплошную дорогу в свежевыпавшем, или отдельных лунок - в лежалом снегу. Все это требует больших физических усилий, вызывает быстрое утомление. Поэтому при пешем передвижении по глубокому снегу необходимо часто сменять идущего впереди спасателя. Для того чтобы снег не попадал в обувь, поверх нее следует надетьбрюкии завязать их внизу.
Увеличить скорость передвижения спасателей по снегу и сэкономить силы помогают специальные приспособления - снегоступы. Они представляют собой изготовленную из бруска толщиной 7 мм раму овальной формы длиной 420 мм и шириной 200 мм. В раме просверливаются 20-25 отверстий диаметром 8-9 мм, через которые она переплетается сыромятными ремнями. К полученной сетке крепятся брезент или плотная ткань размером 80 х 270 мм и кольца для подвязывания снегоступов к обуви. Иногда на поверхности снега образуется снежно-ледяное покрытие (наст).Он характеризуется большой прочностью и очень высоким коэффициентом скольжения. Передвижение спасателей по насту предполагает соблюдение повышенных мер безопасности и использование специальных приспособлений (кошки, трикони, упоры). Особого внимания требует от спасателей передвижение по заснеженным склонам. В этих условиях необходимо применять альпеншток, ледоруб, противоскользящие приспособления для обуви. В плотном снегу можно вырубать ступени лопаткой ледоруба, носком или пяткой ботинка. |
При падении
на снежном склоне спасатель должен перевернуться на живот лицом к склону, расставить ноги, упереться носками ног в склон, затормозить движение.
В ряде случаев к месту проведения ПСР спасатели передвигаются по снегу на лыжах. На пересеченной местности можно использовать туристские лыжи, поскольку у них большая рабочая поверхность и несколько увеличена ширина носковой и пяточной частей. На них легко перемещаться по глубокому снегу без лыжни, ими легко управлять, передвигаясь среди многочисленных препятствий (деревья, кустарники, камни). Для спуска с гор или передвижения по лыжне используются спортивные (беговые) или слаломные лыжи.
Длина лыж выбирается такой, чтобы спасатель доставал верх стоящей лыжи согнутыми пальцами вытянутой руки. Весовой прогиб лыж должен обеспечивать их опору на снег по всей скользящей поверхности, а направляющий желобок - быть ровным по всей длине лыжи. На лыжах используются жесткие и полужесткие крепления. Лыжные палки должны быть на 3-5 см ниже плечевого сустава спасателя.
Для преодоления длинных крутых подъемов на лыжи целесообразно надевать камусы - ремни из кожи животных, которые препятствуют соскальзыванию лыж по склону. При отсутствии камусов лыжи можно оплести веревкой. По ровным участкам местности передвигаются на лыжах, как правило, двухшажным ходом. На пологих склонах, по крепкому насту и при хорошем скольжении на ровной лыжне применяется одновременный бесшажный или одно-двухшажный ход.
Подъем по склонам
осуществляется ступенчатым шагом, "полуелочкой", "елочкой", "лесенкой", спуск - в основной или низкой стойке. Торможение производится "плугом" или "упором". В отдельных случаях, чтобы остановиться, применяют падение. Для этого нужно присесть как можно ниже и упасть назад-в сторону.
Для проведения разведки, поиска пострадавших, их транспортировки, перевозки спасателей и грузов к месту работы используются снегоходы, вездеходы и горные лыжи (скитуры).
Передвижение по льду
При температуре воздуха 0° С и ниже вода из жидкого состояния переходит в твердое (кристаллизуется), образуя лед. На водных поверхностях толщина и прочность льда зависят от скорости течения воды, ее состава и наличия водной растительности. Ровный лед образуется на гладкой, защищенной от ветра поверхности воды. Старый (паковый) лед покрыт торосами, которые появляются в результате сжатия льдов. При столкновении больших тяжелых льдин между ними образуется тертый лед, непригодый для передвижения.
Толщина льда
, особенно на быстрой воде, не везде одинакова. Он тонкий у берегов, на стремнине, в районе перекатов, у скал, в местах слияния рек, их впадения в море (озеро), около вмерзшихся предметов на изгибах и излучинах рек. Наиболее опасен лед под снегом и сугробами. Опасность при перемещении по льду представляют собой полыньи, проруби, лунки, трещины торосы, места соприкосновения припойного и движущегося льда.
Передвижение спасателей по льду предъявляет к ним повышенные требования; безопасной считается толщина льда 10см в пресной воде и 15см в соленой воде. Для определения толщины льда его необходимо пробурить (прорубить).
Надежность льда проверяется прохождением по нему одного спасателя налегке, которого в целях безопасности необходимо страховать веревкой. Если лед издает характерные звуки - при передвижении по нему трещит, то идти нельзя. В случае проламывания льда необходимо сбросить тяжелые вещи, выбраться на поверхность льда, лечь на живот, опереться на шест, лыжи или лыжные палки и ползком передвигаться к берегу.
Особую осторожность нужно проявлять при движении по льду, который покрыт снегом или водой. При перепрыгивании с одной льдины на другую точка опоры должна находиться не ближе 50 см от края льда. Не рекомендуется скапливаться на льду группой по несколько человек или складировать груз в одном месте. Безопасное расстояние между идущими по льду спасателями должно составлять 5 м и более.
В зимнее время по льду можно передвигаться на автотранспортных средствах и перевозить грузы. Соотношение массы перевозимых грузов и безопасной толщины льда представлено в следующей таблице.
Безопасная толщина льда и масса груза
Толщина льда, см | Масса груза, т | Безопасное расстояние от кромки льда, м |
|
морского | пресного |
||
При передвижении в торосах
нужно наступать только на прочные ледяные глыбы. Снежные мосты, образующиеся между вершинами торосов, зачастую непригодны для передвижения по причине своей непрочности.
В период весеннего таяния ледовая поверхность изобилует впадинами и неровностями, лед становится пористым и слабым, покрывается талой водой, а после ее ухода поверхность ледяного поля просыхает, белеет и размягчается. При понижении температуры талая вода иногда замерзает, покрывает тонким ледяным слоем основной, мокрый и рыхлый, лед. Передвигаться по такому льду нельзя.
Спасатели должны помнить, что в море (океане, озере) лед постоянно перемещается
(дрейфует
). Это необходимо учитывать при выборе маршрута движения, а в отдельных случаях - и ориентирования на местности. Зачастую между льдами образуются открытые участки воды. Их необходимо преодолевать с помощью плавсредств.
Передвигаться по льду спасатели должны в обуви с противоскользящей подошвой или используя специальные противоскользящие приспособления. Если на поверхности льда проступает талая вода, то предпочтение отдается резиновой обуви с рифленой подошвой.
Особую опасность представляет собой ледяное покрытие болот
. На их поверхности часто остаются "окна" с тонким льдом, который трещит и ломается под тяжестью человека. Плохо промерзают болота, покрытые ряской, порослью деревьев или кустарников. Кочковатые болота промерзают неравномерно. Как правило, центр болота промерзает лучше, чем его края. Очень опасны болота, покрытые толстым слоем снега, так как вода под ним замерзает медленно и неравномерно.
Передвижение по болотам
Болотом называется топкое место со стоячей водой и специфической растительностью. Болота бывают верховыми , низовыми , лесными , торфяными .