Кто сильнее человек или компьютер презентация. Почему лучший компьютер по-прежнему уступает человеческому мозгу? Компьютер и человек: кто кому служит


Извечный вопрос — когда компьютер достигнет возможностей человеческого мозга? Некоторые ученые уже сейчас говорят, что в ближайшее время сообразительность машин достигнет уровня человека.

Но это с какой стороны посмотреть. Оказывается, наш мозг, по своим возможностям настолько мощный вычислительный центр, что всем компьютерным системам не сравниться с ним еще весьма долго.

Говоря об интеллекте человека, сравнивая скорости принятия решения, наш мозг машины догонят очень скоро. Но только в этом. Всем известно, что мыслительный и запоминательный процесс занимает лишь малую долю в нашем мозге. А вот объем хранящейся в нем информации, скорость передачи, другие возможности, несравнимы пока ни с какой машиной. Мы еще долго будем намного более серьезным вычислительным центром, чем любые . И вот цифры.

Мозг или компьютер — что мощнее?

Мартином Хилбертом и Присцилой Лопес в течение нескольких лет проводились исследования в области информации. Они подсчитали, что развитие идет весьма стремительно. К суперкомпьютерам, ПК, ноутбукам, за последние годы добавились мобильники, андроиды, Айфоны. Они несут, производят и передают огромные объемы информации. Но ученые решили подсчитать, сколько человечество на сегодняшний день имеет информации, какова скорость и объем ее передачи и т.д. Результат ошеломил, а вот выводы поставили ученых просто в тупик. Особенно тех, кто говорил о том, что создание компьютера, который был бы сравним с человеческим мозгом, в ближайшие десятилетия и века, будет возможен. Нужен не просто скачек в технологиях. В 2007 году производительность всех компьютеров мира составила 6.4 x 10^18 действий в секунду. Если бы человек сидел и производил подсчеты на калькуляторе, то это заняло бы 2200 раз больше времени, чем прошло с …. момента Большого взрыва. В общем, со времен начала времен.

Вся накопленная человечеством информация, записанная от манускриптов, до дисков блюрей, хранящаяся на всех серверах и винчестерах, приблизительно равна 400 экзабайт информации. Сохранить человечество может сразу, используя всю свою мощь за секунду 295 триллионов мегабайт. Казалось бы, чудовищное число, если всю информацию скинуть на диски, то столбик бы был до орбиты Луны. А это, как ни как 400 000 километров. За каждую секунду мы способны передавать 2 квадрильона мегабайт.

Действтельно ли мозг быстрее обрабатывает информацию?

Но вот дальнейшие выводы показали, что, увы, мы еще рано заявили о том, что способны создать аналог человеческого мозга. Мозг человека, каждый импульс нейронов которого равен одному биту информации, по скорости превосходит на четверть. Это еще не все. Вся информация, которую способно сохранить человечество, меньше занимает место, чем информация, которая содержится в человека. Все процессоры мира, одновременно объединенные, от мобильника до суперкомпьютера, способны произвести 6,4 триллиона миллионов операций в секунду. Но мозг человека способен совершать большее количество операций в секунду.

Увы, это меньшее, на что способен наш мозг. По скорости, объему, и другим основным показателям, биологическое тело человека и его мозг содержит больше информации, гораздо быстрее ее обрабатывает и передает. В общем, электронике еще очень далеко до такого суперкомпьютера, как человек. А те сравнения, которые приближают способность ПК к умственным способностям человека, имеется в виду лишь наше сознание, которое занимает микроскопическую часть, в работе всего мозга.

11 мая 1997 компьютер Deep Blue победил чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова с общим счетом 3,5 на 2,5 очка. Две партии выиграл компьютер, один раз человек, а три партии было сыграно вничью. Это событие вызвало настоящий фурор. Сегодня специализированные компьютеры и программы тоже соревнуются с людьми в различных играх. И обычно побеждают. Мы расскажем, почему так происходит, а также расскажем о самых известных противостояниях человека и искусственного интеллекта.

От шахмат до киберспорта

Компьютер Deep Blue компании IBM, обыгравший Каспарова, не был обычным суперкомпьютером. Его проектировали специально для решения шахматных задач. Он имел 480 специализированных шахматных процессоров и 30 многозадачных.

Каждый шахматный процессор работал на мизерной по современным меркам частоте – 24 МГц. Но при этом обрабатывал в секунду от 2 до 2,5 млн шахматных позиций, а в целом компьютер мог просчитывать до 200 млн позиций в секунду.

Однако даже такая мощность не позволила машине выиграть все партии, из которых складывался поединок. К тому же первый поединок с Deep Blue выиграл именно Каспаров, а от третьего отказалась IBM. Это позволило гроссмейстеру и журналистам обвинить компьютерщиков в не совсем честной игре. Мол, между партиями второго матча они внесли коррективы в шахматную программу, которая позволила Deep Blue подстроиться под стиль Каспарова и избежать его ловушек.

В 2007 году специализированная программа Chinook обсчитала все возможные комбинации шашек – это, на минуточку, 5 миллиардов миллиардов (именно так, «миллиардов миллиардов») позиций. То есть лучший игрок мира мог максимум свести игру вничью.

В мае 2017 года произошло еще одно знаменательное событие – искусственный интеллект победил Ке Дзе, чемпиона мира по стратегической игре го . Участники этой игры кладут на игровое поле черные и белые «камни», чтобы оградить своим цветом большую территорию, чем соперник.

Го гораздо более вариативная, чем шахматы. В ней значительно большее количество возможных ходов, а игровое поле может иметь различные размеры (по договоренности игроков). Новички, например, могут играть на поле 7 на 7, а профи – 19 на 19.

Победила чемпиона мира программа AlphaGo , которую разработали в компании DeepMind. Она базировалась на искусственной нейронной сети и использовала два учебных алгоритма. Сначала AlphaGo изучала игру, анализируя сыгранные людьми партии. Когда основы го стали понятны программе, она начала играть сама с собой. Такое обучение продолжалось три года, что в итоге позволило программе стать лучшим игроком в мире.

Есть много других примеров. В 2008 году покерный бот Polaris, разработанный командой из Университета Альберты, победил чемпиона мира по техасскому холдему (самая популярная разновидность покера) и еще одного профессионального игрока в игре один на один.

А специалисты из Университета Карнеги-Меллон разработали программу Libratus, которая в начале 2017 победила в игре один на один четырех профессионалов. Бот Libratus тоже использует в работе нейронные сети и учился покеру, играя сам с собой, и в конце концов научился даже блефовать так, что профессионалы обычно не разгадывали его намерений.

В начале августа 2017 бот OpenAI победил лучших киберспортсменов по дисциплине Dota 2. Этот случай стал первым, когда искусственный интеллект победил профессиональных киберспортсменов в их дисциплинах вообще.

Кто сильнее – человек или компьютер?

Можно ли сказать, что искусственный интеллект превзошел человека в большинстве популярных игр? Вероятно, нет. В каждом из описанных случаев с человеком играл специально разработанный для этого инструмент и, как правило, были особые условия. Так, разработчики AlphaGo говорят, что при изменении размеров поля программа сразу пасует, потому что училась играть только на размере 19 на 19, тогда как человек будет спокойно играть на любом поле, хоть 40 на 40.

Покерные боты, которые выносят чемпионов в игре один на один, провалятся в игре с девятью пьяными любителями в пиццерии. А бот, победивший в Dota 2, играл один на один (обычно играют пять на пять) и, скорее всего, имел доступ к информации, которой не было у человека (то есть, просто читерил). В то же время любой серьезный игрок в, например, StarCraft 2 без проблем побеждает лучших ботов для этой игры.

То есть искусственный интеллект, использующий технологии машинного обучения и нейронные сети, действительно может победить человека, но при соблюдении четких правил и условий и после долгой подготовки. Что же касается обычных программ на гаджетах или в интернете, ни одна из них не способна победить профессионального игрока в те же шахматы или го.

Также есть много областей, где искусственный интеллект пока совсем пасует, – это задачи без фиксированных правил или с контекстной зависимостью. Это, например, разгадывание ребусов и других головоломок. Хотя, например, в области кроссвордов прогресс – программа Dr.Fill, участвующая в американском чемпионате по кроссвордам, заняла в 2017 году 11 место, тогда как в 2013 было 92 место, а в 2015 – 55-е.

Конечно, если крупные IT-компании захотят создать искусственный интеллект, который победит человека в той или иной игре, они его создадут. Вопрос лишь в том, сколько ресурсов на это нужно. Вряд ли тот же Google захочет потратить $ 10 млрд на создание бота, который победит чемпиона по StarCraft 2 или займет первое место в решении кроссвордов.

Команды, которые создают искусственный интеллект для игр, обычно тестируют на них алгоритмы. Эти алгоритмы понадобятся для решения более серьезных задач. Например, покерный бот играет в игру с ограниченной информацией. Такие навыки могут в конечном итоге помочь торговать на бирже. А команда DeepMind, которая создала AlphaGo, отправила программу на покой, а сама занимается разработкой алгоритмов для поиска новых материалов и разработки лекарств. И опыт по AlphaGo помогает им в работе.

Поэтому можно спать спокойно – если вы действительно во что-то хорошо играете, смартфон вас не обыграет. Пока что.

ЧЕЛОВЕК И КОМПЬЮТЕР ЧЕМ МЫ ОПАСНЫ ДРУГ ДЛЯ ДРУГА ЧЕМ ОПАСЕН ДЛЯ НАС КОМПЬЮТЕР Компьютер - высокотехнологичное технически хорошо продуманное устройство, но вместе с тем очень опасное. Иногда опасность реальна, а иногда, он незаметно воздействует на Ваше здоровье и психику.


ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗРЕНИЕ В связи с применением компьютеров в последнее время офтальмологи стали выявлять компьютерный зрительный синдром? (Computer vision syndrome) который характеризуется следующими жалобами: снижение остроты зрения, двоение предметов, быстрое утомление при чтении, жжение в глазах, чувство «песка», боли в области глазниц и лба, покраснение глазных яблок. Не забывайте - глазам тоже необходим отдых и разминка!!! Разминка для мышц аккомодации (наведения на резкость хрусталика) следующая: встать перед окном, из которого видна даль, и поочередно фокусировать взгляд то на раме, то на горизонте. Выбор помещения Помещение должно быть просторным, хорошо проветриваемым и в меру светлым. Яркий солнечный свет порождает блики на мониторе, поэтому лучше предусмотреть жалюзи. Недопустимо в темной комнате освещать только рабочее пространство. Стол следует располагать так, чтобы солнечный свет из окна и свет от лампы не падали на экран монитора.


ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСАНКУ. Неправильная организация рабочего места может привести к быстрому утомлению, искривлению позвоночника, защемлению нервных окончаний (что явится причиной сильных болей в разных местах – от ног до головы) Профилактика: правильная организация рабочего места и времени, гимнастика.


АРТРИТ. БОЛЕЗНИ СУСТАВОВ Длительно повторяющиеся однообразные движения Наиболее известен в среде пользователей РС синдром запястных сухожилий, связанный с вводом информации посредством мыши и клавиатуры. При работе с мышкой и клавиатурой более всего задействованы - указательный и средний пальцы, мышцы запястья и предплечья, что может вызвать болезнь суставов. Очень полезно поиграть в «Мы писали, мы писали …». Можно просто сжимать и разжимать запястья, выворачивая их в «замке» наружу. Профилактика: правильная организация рабочего места и времени, гимнастика, распределение нагрузки на все пальцы (десятипальцевый - слепой метод печати). Правильная посадка Гимнастика для рук


ДЛИТЕЛЬНАЯ ГИПОДИНАМИЯ Гиподинамия – ограниченная двигательная подвижность. Ведет к нарушению функций организма (опорно- двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) Эта проблема не связана непосредственно с компьютером. Гиподинамия грозит всем, чью работу можно назвать «сидячей». Профилактика: больше двигайтесь, чаще устраивайте перерывы. Каждые 1-1,5 часа прерывайтесь на 5-10-минут. Во время перерыва, в зависимости от нахождения рабочего места, можете выйти на улицу, поднимитесь по лестнице на другой этаж, сделайте несколько наклонов вперед, сомкните руки на затылке и одновременно, руками тяните голову вперед, а головой, наоборот, пытайтесь откинуться назад. Чаще меняйте позу, Позволяйте себе всласть «потянуться», Не забывайте менять положение ног под столом, не ленитесь периодически вставать и прогуливаться


Нервные расстройства Работа за компьютером связанна с постоянным напряжением и раздражением, источником которого могут быть различные ситуации. Например: зависание компьютера, потеря информации, вирусы, медленная работа компьютера. Профилактика: Постарайтесь сделать так, что бы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и раздражал вас. Например: структурируйте информацию для того, что бы её было легко найти, делайте резервные копии, проверяйте на вирусы, почаще чистите мышку что бы не злил непослушный курсор, не пользуйтесь некачественным доступом в Internet. Добивайтесь что бы работа за компьютером была комфортной и не вызывала раздражения.


Помимо такого влияния компьютера на психику в последнее время получило распространение новое явление, называемое Internet-зависимостью и игровая зависимость Это уже вполне осязаемое и массовое явление изучение которого показало следующее: эта зависимость так же пагубна, как алкоголизм или наркомания, и приводит к глубоким изменениям личности - самоизоляции, неуравновешенности психики, патологической забывчивости и неопрятности, равнодушию к близким. Человек в виртуальных путешествиях в Internet или компьютерных играх забывает о времени, ест перед монитором, а не за столом, а на обращение к нему практически не реагирует. Заболевший испытывает непреодолимое желание, как можно дольше находиться в виртуальной реальности, забывая обо всем. Компьютерные игры и Интернет из потребности разрядиться, расслабиться, они иногда постепенно перерастают в психологическую (с явными признаками наркотической - трясутся руки, бегают глаза...) зависимость. Ге́ймер - человек, страдающий патологической тягой к компьютерным играм. Профилактика: организовать рабочее время, мотивированно ограничивать количество игр, развивать чувство самоконтроля. К чему приводит ненормированное общение с компьютером: Internet-зависимостью и игровая зависимость


Механические повреждения Блоков компьютера - это царапины, вмятины, трещины. Механические повреждения клавиатуры. Стираются надписи на клавишах (маникюр, кольца, кремы...), от сильного удара клавиши " залипают " (в особенности пробел и enter). Механические повреждения проводов. Механическое повреждение тонкого защитного слоя экрана. Верх неприличия касаться поверхности экрана пальцем, указкой, ручкой, карандашом... Не желательно протирать экран грубой тканью. ЧЕМ ОПАСНЫ МЫ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРА Внутренние механические повреждения, которые могут возникнуть от удара или попадания постороннего предмета вовнутрь. Профилактика: правильная организация рабочего места, категорически запрещается переносить, передвигать блоки компьютера во включенном состоянии. Пыль, загрязнения, влага. Токопроводящая пыль, загрязнения, влага могут вывести из строя блоки компьютера. Загрязнение монитора ручкой, карандашом, пальцами, повреждение защитной поверхности монитора. Профилактика: организовать рабочее место, регулярное техническое обслуживание, не располагать цветы в непосредственной близости с компьютером (над компьютером), пищу, мелкие канцелярские принадлежности. Крошки, кофе, чай, скрепки... могут попасть в компьютерные блоки и вывести их из строя.

Первую ЭВМ создали в 1942 году. Тогда никто не предполагал, что за 75 лет компьютеры станут неотъемлемой частью практически каждого дома, а их вычислительная мощность будет в десятки тысяч раз выше. Из-за этого многие опасаются, что со временем машины вытеснят людей. Так ли это? Давайте обсудим тему - компьютер и человек: кто сильнее и к чему это все приведет.

Компьютер и человеческий мозг

Когда противопоставляют мозг и компьютер, сравнивают вычислительные возможности, способность к многозадачности и анализу. Именно это и подразумевается в вопросе, кто сильнее.

Первые машины едва ли могли сравниться с современным калькулятором, а о сложных вычислениях не было и речи. Постепенно «железо» улучшалось и заговорили о том, что компьютер скоро победит человека в шахматах.

Без улыбки это предположение встречали редко. Максимум, что могла машина того времени, - это обыграть новичка, который не просчитывает дальше одного хода.

Однако с 1997 года в комбинаторике компьютерам нет равных. Программа Deep Blue от IBM, которая просчитывала до 200 миллионов позиций в секунду, обыграла Гарри Каспарова со счетом: 2 победы, 3 ничьих и 1 поражение.

Также компьютер непобедим в скрэббл (игра в слова), шашках, реверси, нардах. Машина быстрее человека собирает кубик Рубика, тратя на это не более 20 ходов и 1,047 секунды. Для сравнения: лучший результат человека - 4,904 секунды.

Означает ли, что компьютер превосходит человеческий мозг? Нет. Он пока далек от его возможностей, но постепенно отставание сокращается. Так в ходе проведенного исследования заключили ученые из Афинского национального университета.

Им удалось измерить вычислительные возможности мозга с помощью магнитно-резонансной томографии. Задача эксперимента заключалась в том, чтобы определить количество отдельных процессов мозга во время выполнения простых задач.

Испытуемым на экране показывали куб зеленого или красного цвета. При появлении первого нужно было указать на него пальцем левой руки, а на второй - правой. Оказалось, что при выполнении этого действия в мозгу одновременно активно работали пятьдесят участков мозга, отвечающие за отдельные задачи.

Интересно, что в следующем испытании людей попросили распознать показываемые предметы и причислить к определенной категории. Эксперимент показал меньшую активность мозга, чем предыдущий. Пятьдесят отдельных задач - это далеко не максимальный результат, однако он значительно превосходит возможности современных компьютеров.

Поэтому можно с уверенностью сказать: потенциал мозга человека значительно выше компьютерного. По крайней мере пока.

Компьютер и человек: кто кому служит

Пусть мы пока еще умнее, но факт остается фактом: со временем машины превзойдут человека во всех сферах деятельности. Это касается не только монотонных операций, но и творчества, искусства, логики.

Через сотню лет, а может быть, и раньше компьютеры смогут выполнять любую работу, причем намного быстрее и качественнее. А с развитием нейронных сетей программы заберут хлеб даже у своих создателей - программистов. Выходит, что компьютер сможет создавать себе подобных.

Отсюда возникает резонный вопрос: что останется людям? Наем сотрудников станет бессмысленным, ведь машина все сделает лучше и быстрее. Она не спит, не ест, не устает, не жалуется на низкую зарплату.

Человечеству останется только желать. Чтобы мы ни захотели, компьютеры выполнят это. Получается, машины служат создателю? Да, но только при идеальных обстоятельствах. На практике может сложиться иначе.

В бытовой сфере уже сейчас видно, что планшеты и смартфоны практически никак не помогают людям решать задачи. В основном их используют для развлечения и досуга, который не учит ничему новому. Какое в этом развитие? Только зомбирование и деградация.

На примере производства также просматривается тенденция превращения человека в придаток компьютера. Машины сами по себе не создают добавочной стоимости, к которой стремится любое предприятие. Поэтому работодатели вынуждены нанимать людей. Однако компьютерные системы увеличивают темп работы, а человек должен под него подстраиваться. По сути, это порабощение.

Будет ли восстание машин? Фильм «Терминатор» в момент выхода воспринимался как сугубо фантастическая лента. Однако из-за стремительного развития IT-технологий сегодня эту картину считают едва ли не пророческой. Имеют ли основания подобные страхи?

Нет. Этого не произойдет, поскольку желание власти - это чисто инстинктивное проявление, присущее только живым организмам. В принятии решений машина руководствуется логикой и заданным алгоритмом, которые никоим образом не приведут ее к идее истребления человечества, ведь это бессмысленно.

Единственный «инстинкт» компьютера - решение задач, заданных людьми. Робот никогда не навредит человеку, если в него не заложить необходимую программу. Но даже в этом случае убивает не машина, а тот, кто приказал ей это сделать. Согласитесь: пистолет самостоятельно не спускает курок.

Существует ли опасность полной победы? Представим, что мы поставили компьютеры на службу человечеству и полностью избавились от необходимости работать.

«Что в этом плохого?» - спросите вы. Это несет угрозу цивилизации. Постепенно люди выродятся. Машины, как и прежде, будут поддерживать нас, но деградация станет усиливаться с каждым поколением.

Если не нужно работать, то и нет нужды узнавать что-то новое и развиваться. Какой смысл, ведь машина делает все эффективнее. Выходит, что наша полная победа - это наше поражение.

Как же быть? Есть два пути решения - остановить прогресс, что приведет к тому же результату, или стать с компьютерами единым целым. Звучит фантастично и пугающе, но это единственный выход.

Стоит заметить, что это совсем не означает, что человек будет похож на персонажей фильма «Люси». Модификации могут быть как стационарными, так и удаленными.

В теории мы можем вживить в человеческий мозг передатчики и приемники сигналов, которые будут обрабатываться на сверхмощных серверах. Таким образом люди смогут общаться, не издавая ни звука, загружать любую информацию прямо в сознание.

Никто не будет умнее или глупее - компьютер уровняет всех. Развитие пойдет семимильными шагами и вряд ли когда-нибудь остановится. Подобная система позволит подключать к мозгу сразу несколько одновременно управляемых тел в виде роботов или андроидов.

Да, скорее всего, подобная перспектива многих пугает, но давайте разберем один пример. Сегодня мы общаемся по телефону, смотрим телевизор и видеоролики, читаем книги. Но, что если мы уберем посредников: смартфоны, мониторы, различные носители информации - и будем получать и передавать данные напрямую, включая зрительные образы? Что изменится? Перестанем ли мы быть от этого людьми?

Все познается в сравнении. Для древних людей мы - сверхсущества, которые летают, как птицы, и имеют доступ к практически любой известной информации. Тот же страх возникает и у нас при мыслях о будущем развитии человечества.

На данный момент компьютер не сильнее человека, но обязательно станет таковым. Однако это не важно, главное - как на это реагировать. Тормозить прогресс либо поставить умные машины на службу? А может, компьютер - часть будущего человека?

Это сложные вопросы, так как затрагивают многие аспекты жизни: философию, религию, мораль. Пока это только фантазии, но, кто знает, полет тоже когда-то был невозможной мечтой. А как вы считаете, человек с механизированным протезом - киборг?

Великасова Марина

человек или компьютер?»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 100»

Выступление на научно-практической конференции

«Мир здоровья»

«Искусственный интеллект: кто умнее,

человек или компьютер?»

Подготовила выступление

Ученица 11 класса Б

Великасова Марина

Руководитель:

Учитель информатики

Папшева В.В.

г. Новокузнецк – 2005г.

В этом году школьному предмету информатике исполнилось 20 лет. Введение в школьную программу такой дисциплины, как информатика, существенно изменило соотношение других учебных дисциплин в школе. Изменилось мышление, представление детей о мире техники и, в частности, о «компьютерном мире».

Целью моего исследования являлось выяснение отношения учащихся к проблеме «Человек и ЭВМ».

Исследование заключалось в проведение устного и письменного опроса учащихся разного возраста с последующим анализом и сравнением полученных данных. Участвовали в исследовании школьники в возрасте от 11 до 14 лет. Всего было опрошено 135 человек со следующим распределением по возрастам: 11 лет – 19 человек, 12 лет – 54 человека, 13 лет- 48 человек, 14 лет – 14 человек.

Ответы на группу вопросов «Человек и ЭВМ», на мой взгляд, интересные и показательные. Чтобы заинтересовать школьников темой обсуждения, некоторые вопросы были представлены в форме рассказов с проблемными ситуациями.

Итак, главный вопрос – «Искусственный интеллект: кто умнее, человек или компьютер?»

В привычных понятиях «мышление» и «интеллект» таится много загадочного и неизвестного. Попытки точно сформулировать эти понятия обычно ставят нас в тупик. Даже профессионалы, занимающиеся изучением мозга и моделированием процессов мышления, затрудняются четко определить, что такое интеллект.

В качестве примера можно привести вариант определения, предложенного американским специалистом в области искусственного интеллекта М. Минским: «Никто не возьмет на себя смелость объяснить другим людям значение слова, которое они и без того хорошо понимают. Так что будем его употреблять в том смысле, в котором оно обычно употребляется: интеллект – это способность решать трудные задачи, скажем такого типа, как построить ракету или систему дальней связи. Важной особенностью того, что мы называем интеллектом, является способность решать в широком масштабе новые, нетрадиционные задачи…».

Приведенное определение далеко не бесспорно. Мыслящий человек может с ним не согласиться и предложить свое определение. Но это не так просто сделать. Трудность (и одновременно парадокс) заключается в том, что мы всю жизнь используем свой интеллект, почти ничего не зная о нем.

Человек обладает той или иной степенью интеллекта. Человек накапливает знания, не меняя способ мышления и не забывая уже известных фактов (по крайней мере, большей ее части). В основе человеческой деятельности лежит мышление. Пример:

Звенит звонок на урок, и вы направляетесь в класс. Это - автоматическая реакция, т.е. решение задачи, которую ставит перед мозгом внешний сигнал – звонок.

Пример:

Звучит вопрос учителя, и вы поднимаете руку, если хотите, чтобы вас спросили или, например, опускаете голову, если не хотите этого. Результат, к которому вы стремитесь, - это цель, на достижение которой направлены мыслительные процессы, протекающие в человеческом мозге.

«Носителем» интеллекта является наш мозг. Интеллект человека реализуется с помощью процессов, происходящих в определенных его частях.

Человеческий мозг – это огромное хранилище знаний. Человек постоянно приобретает новые знания и применяет их к возникающим ситуациям.

Известна метафора: мозг – это компьютер. Она основывается на том, что электронные компоненты компьютера, перерабатывая информацию, «распознают» (дешифрируют) различные сигналы, отфильтровывают ненужные и обрабатывают те из них, на работу с которыми они запрограммированы. Клетки мозга проявляют эклектическую активность, а их совокупности представляют собой функциональные подсистемы. Поэтому их можно рассматривать как живые транзисторы, образующие большие интегральные схемы (БИС), предназначенные для выполнения интеллектуальных функций.

На стыке двух наук – информатики и нейробиологии – зародилось новое научное направление, получившее название «искусственный интеллект». Оно нацелено на создание методов и средств решения интеллектуальных задач с помощью компьютеров.

Другими словами, искусственный интеллект (ИИ) – это система, моделирующая на компьютере мышление человека.

Человек создал себе конкурента, т.е. объект с искусственным интеллектом «по образу и подобию своему». Такие «думающие машины» способны не только распознавать речь, но и зрительные образы, также они могут решать с быстродействием трудоемкие задачи, и их деятельность может быть направлена на решение других поставленных для них целей.

Механизм формирования высших функций мозга, таких как сознание, творчество, мышление в целом, представляют собой одну из фундаментальных тайн природы, которая давно привлекает внимание специалистов различных областей знания. В настоящее время широко распространено представление о том, что наш мозг функционирует подобно большой ЭВМ. Несмотря на то, что такое представление аргументировано, оно встречает обоснованные возражения, связанные с существованием некоторых важных свойств человеческого мышления, которые не находят удовлетворительного объяснения в рамках модели мозга как вычислительной системы. К ним относятся интуиция, подсознательные побуждения, управляющие поведением, эмоциональные оценки сложных явлений (такие как чувство гармонии и красоты) и другие еще более таинственные свойства мозга, которые, возможно, простираются вплоть до гипноза.

Так рассуждают ученые. А вот что думают по этому вопросу наши школьники.

Опрос обучающихся 5-6-х классов показал, что 80% обучающихся считают, что умнее человек, а вот на вопрос «Кто сильнее, человек или компьютер?» мнения разделились: 50% обучающихся считают, что сильнее человек, а 50% - компьютер.

Вот какие доводы приводят ребята этой параллели классов.

Вопрос - «Кто умнее, человек или компьютер?»

«Многие люди считают, что если что-нибудь нужно узнать, надо обращаться к компьютеру. Но есть и книги, и прекрасные выводы ученых. Я считаю, что человек все-таки умнее компьютера». (Дунаев Иаков, 5-а класс).

« Я хочу сказать ученым, что компьютер умнее человека. Когда человек не знает чего-либо, он обращается к компьютеру». (Воловникова Кристина, 5-а класс).

«Умнее человек. Он сам думает, размышляет, говорит и пишет свою мысль. А компьютер выдает чью-то информацию». (Калыков Алтын, 5-а класс).

Вопрос - «Кто сильнее, человек или компьютер?»

«Я думаю, что сильнее человек. Он живет и радуется жизни, и тем он набирает силы, а компьютер стоит на столе и стоит». (Мельникова Дарья, 5-а класс).

« Компьютер сильнее человека, он может работать сутками. Человек не может работать без сна и отдыха». (Калыков Алтын, 5-а класс).

«Человек сильнее компьютера, потому что он может продать компьютер, выкинуть его. Человек умеет драться, а компьютер может драться только в игре. Я хочу сказать ученым, что компьютер в будущем будет еще умнее, а человек еще сильнее». (Воловникова Кристина, 5-а класс).

«Человек, несомненно, сильнее компьютера. Еще я считаю, что он мог бы прекрасно жить и без компьютера». (Дунаев Иаков, 5-а класс).

«Главное, что надо запомнить, что компьютер без человека – мертвое железо! Сила и ум компьютера полностью зависят от сигналов, которые в компьютер заложил человек». (Маркин Антон, 5-а класс).

« Я думаю, что человек сильнее, чем компьютер. Человек питается пищей, компьютер – электричеством, люди рождаются, а компьютеры – производятся. Человек управляет компьютером, не компьютер человеком. Человек дает силу компьютеру. Я хочу, чтобы производители подумали о том, что компьютеры могут в будущем занять место человека». (Неустроев Стас, 5-а класс).

«Я считаю, что компьютер умнее человека. Просто человек, который создал компьютер, не предусмотрел все возможности компьютера. Когда человек создал компьютер, он был умен, но в дальнейшем компьютер развивался и становился умнее человека». (Лобанова Татьяна, 5-а класс).

«Я думаю, что человек и компьютер равны по силе. А умнее все-таки человек!» (Малыгина Юлия, 6-а класс).

А вот рассуждения, которые привел по этим вопросам Котельников Сергей, 5-а класс.

« Кто умнее, человек или компьютер? На первый взгляд может показаться, что компьютер, несомненно, умнее человека, так он в своей памяти содержит гораздо больше информации, чем мы. Он во много раз быстрее производит всевозможные вычисления. Ему в какой- то степени даже легче «жить», так как из его памяти в любое время можно удалить то, что не нужно, а вот из памяти человека, к сожалению, это сделать совершенно невозможно, и порой люди мучаются всю жизнь терзающими их воспоминаниями. И все же, кто умнее? Однозначно – человек! Ведь это именно он, опираясь на свои познания во многих областях и свой опыт, создал себе в помощь такую умную машину.

Кто сильнее, человек или компьютер?

Мне кажется, что совсем невозможно сравнение по этому параметру. Физическую силу соотнести нельзя в данном случае. Сильны здоровьем? Если брать обобщенный опыт человечества, то, конечно, человек сильнее, так как именно он изобрел компьютер. Правда, если за клавиатурой сидит не специалист, то, естественно, что машина в этом случае умнее человека. У человека есть душа, и он в ней силен, он способен преодолеть и познать многое (даже без помощи компьютера, а вот компьютер без человека обойтись не может)».

Опрос обучающихся 8-х классов по этим же вопроса позволил сделать вывод, что ребята этой параллели считают, что компьютер и человек равны по силе, а по уму человек уступает компьютеру.

«Человек использует всего 10% возможностей своего мозга, и все-таки человек умнее машины».

«Компьютер умнее человека. У него больше памяти. Компьютер подсказывает, где ошибки и где нужно поставить запятые».

«Если в драке без правил и с оружием, то победит человек, а если по подниманию тяжестей, то – робот».

В процессе исследования учащиеся сами придумывали и задавали разные вопросы мне и друг другу. Оказалось, что вопросы, связанные с взаимодействием человека и ЭВМ (в частности, с компьютером) их волнуют и им интересны.

Может ли компьютер действовать без участия человека?

Сможет ли компьютер, обученный правилам игры в шахматы, одержать победу над шахматистом-человеком?

Кто, люди или компьютеры, наиболее эффективно выполнят задачи исследования?

В каких, на ваш взгляд, видах спорта победу одержат люди, а в каких роботы?

Если робот принял человеческий облик, по каким качествам можно отличить от него человека?

Ответы на последний вопрос показались мне интересными. Я приведу несколько ответов на них.

– Как отличить человека от робота?

Отличить человека от робота можно по следующим признакам:

По привычкам (у человека они есть, у роботов – нет);

По реакции животных (собака может определить, кто перед ней, робот или человек);

По отношению к природе (робот не может любоваться красотой природы), к животным

У роботов нет крови;

По цензурной речи робота

Робот никогда не сможет продолжить свой род, у него нет родителей;

Робот не умеет расслабляться;

Человек чувствует обиду, боль;

По реакции на магниты;

Робот не дышит;

У робота нет чувства юмора;

У робота нет сердца, он не умеет любить;

У робота нет характера;

У робота лучше зрение и он не моргает;

По глазам, у человека – грустные, влюбленные, радостные глаза, а у робота - мертвый взгляд;

Роботам не снятся сны;

По внешнему виду;

Робот не устает;

У робота нет слез;

Робот не умеет обманывать, пока его этому не научат;

«У человека быстро передвигаются ноги, а у робота они – заедают».

« Робот не понимает вкус жизни, ему безразлична она. Он не знает страха перед смертью. Он «не держится» за жизнь»

«Человек появился от бога, а робот от человека».

«Робот не полноценен, а его внешность обманчива».

«Я очень хочу увидеть настоящего робота!»

«Если бы я встретила робота, испугалась бы и подумала: «До чего дошла технология!»

«Без стремления человека улучшить жизнь, изобрести новое – не было бы никаких роботов. В дальнейшем человек изобретет и научится делать роботов, похожих обликом на человека. Но, несмотря на все выдающиеся способности роботов, они никогда не будут похожи на людей, ведь только у человека есть такие чувства как жалость, самопожертвование, только люди обладают такой гаммой эмоций, как гнев и радость, смех и слезы, любовь и ненависть». (Бушнина Дарья, 7-а класс).

«Если бы робот в обличии человека пришел бы к нам в класс, я узнал бы его сразу, а может и нет!».

«Если сзади торчит проводок, то нужно спросить: «Что это?» Если ответит: «Это моя система», значит это – робот».

«Робот может прожить без воздуха».

«Роботу никогда не стать лучше человека. Ведь мир принадлежит людям, а не роботам!»

«Робот не способен любить. Ведь любовь – это чувство, присущее только людям. Любить может только человек, у которого есть сердце».

«Разве робот сможет написать трагедию «Ромео и Джульетта», сочинить симфонию?»

Сочинение Языковой Татьяны, ученицы 7-а класса

«Конечно, робот может принять облик человека. Но он много не будет знать, понимать. Например, почему идет дождь, снег.

Однажды произошла такая история. Робот гулял в парке, где играли дети. Светило солнце. И внезапно пошел дождь. Люди достали зонты, а робот растерялся и стал кричать. Он очень испугался и встал под крышу дома. Там сидел мальчик и радовался дождю. Робот спросил мальчика: «Почему ты так радуешься дождю?» Андрей ответил: «Это так красиво и приятно. Светит солнце и идет небольшой дождик!» «Просто, я робот и не понимаю всего этого», - ответил робот. Но мальчик не испугался, не бросил робота, не убежал к папе с мамой. Он удивился этой встрече. Андрей познакомился с роботом. Это осталось их тайной. С тех пор робот нашел своего хорошего друга и не боится дождя».

Полученные данные заставляют задуматься о том, что большинство учащихся 7-8-х классов признают превосходство компьютера над человеком. А вот 5-6-классники считают, что человек главнее и значительнее компьютера. Может быть, стоит на уроках информатики больше проводить бесед на такие темы, как вышеизложенные вопросы. И тогда ученики придут к выводу, как в том мультфильме: «Компьютеры и люди, давайте жить дружно!», и «компьютер может стать дружественным и могучим помощником ребенку в развитии его интеллекта» (А.П. Ершов).

Литература.

  1. Волков А. «Ну что, брат человек, теперь я твой преемник!» / Знание-сила. -2001. № 10. –с. 10-17.
  2. Вершинин О.Е. За страницами учебника информатики: Книга для учащихся 10-11 классов средней школы.- М: Просвещение, 1992.
  3. Петров В. Вести себя по человечески / Техника молодежи. – 2002.– 4. с.4-5.
  4. Тимофеев А.В. Информатика и компьютерный интеллект. – М: Педагогика, 1998.
  5. Сергин В. «Мозг, как вычислительная система» / «Информатика и образование» – 1997 № 6 – с. 99-104.
  6. Земля у нас одна / Техника – молодежи. –2003. –№7. с. 5-6.
  7. Петров В. Вести себя по человечески / Техника – молодежи. – 2002.– 4. с.4-5.
  8. Роботы, которые умеют плакать / ГНО. – 2003. – № 6. - с.18.