Информационная культура личности. Критерии информационной культуры человека Информационная культура человека предполагает


    умение адекватно формулировать свою потребность в информации;

    эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;

    перерабатывать информацию и создавать качественно новую;

    вести индивидуальные информационно-поисковые системы;

    адекватно отбирать и оценивать информацию;

    способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.

Уровни реализации информационной культуры

1. когнитивный уровень - знания и умения; 2. эмоционально-ценностный - установки, оценки, отношения; 3. поведенческий - реальное и потенциальное поведение. Каждый из этих уровней представлен рядом показателей (см. таблицу).

Эмпирическая интерпретация понятия “информационная культура личности

(разработана лабораторией социологических исследований в образовании ЦРО, г. Самара)

Информационная культура личности

Когнитивный уровень (знания, умения

Эмоционально-ценностный уровень (установки, оценки, отношения)

Поведенческий уровень (реальное и потенциальное поведение

    Интернет-грамотность

    Навыки обращения с информацией:

    умение организовать поиск необходимой информации;

    умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям;

умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики.

    Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания.

    Предпочтительность каналов получения необходимой информации.

    Cтепень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности.

Отношение к девиантному поведению в Интернет.

    Способы поиска и каналы получения необходимой информации.

    Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика.

    Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности.

    Способы распространения новой информации.

    Степень включенности в Интернет-сообщество.

Формы деятельности в Интернет

Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.

Вопросы и задания

    Что такое «информационная культура»?

    Назовите периоды её развития.

    Каковы критерии информационной культуры человека

    Назовите уровни реализации информационной культуры

Сегодня человечество вступает в принципиально новую информационную фазу своего развития. И в этом контексте возрастает роль информационной культуры (ИК), сформировавшейся в конце XX - начале XXI века. Что же отличает эту новую культуру? Она формируется под воздействием коллективного интеллекта, который создается благодаря продуктивному взаимодействию информационных потоков с различными человеческими сообществами.

История феномена информационной культуры

Хотя человеческое общество широко пользовалось обменом информацией со времен появления письменности, само понятие ИК появилось лишь во второй половине прошлого века.

Старт ее целенаправленного формирования соотносят с программой реформы высшего образования США, принятой в 1977 году. Участвующая в ее разработке Ассоциация американских библиотек сформулировала цель вышеупомянутой программы: воспитание информационно грамотных людей, компетентных в отыскании нужной информации, ее обработке, представлении и использовании.

Современная информационная культура России начала свое развитие еще в советский период. В частности, в 1990-м новосибирские ученые показали новые направления культуры и пути построения информационного общества в объемном докладе под названием «Информатика и культура». В 1993 году при общественной организации Международной информационной академии (ранее «Мосгорсправка») организовано отделение информационной культуры. Академия с тех пор является действующим органом по развитию ИК, который регулярно производит публикации по проблемам информатизации общества, осуществляет исследования актуальных направлений прогресса в этой области.

Толкование информационной культуры

На заре нового тысячелетия феномен «информационная культура» приобрел общемировое значение, наполнился глобальным содержанием. У него нет единого толкования. Его трактуют трояко. Во-первых, как гармоничное состояние личности, умело пользующейся социально-значимой информацией. Во-вторых, как способность человека взаимодействовать с окружающим его информационным полем (т. е. не только уметь находить и пользоваться нужными сведениями, но и самому развивать информационную сферу). Однако в новом тысячелетии понятие «информационная культура» трактуется все более обобществленно. Под ней понимают уровень развития информационных технологий отдельной страны, а также их соответствие существующим международным стандартам.

ИК и развитие общества

Именно коллективный интеллект сегодня считают главным "драйвером" развития, определяющим информационное общество. Информационная культура призвана гармонизировать разнообразнейшую информационную активность человечества с его поступательным развитием. Ввиду разнообразия актуальных для общества информационных потоков ИК также представляется понятием предельно широким. Ее гармоничное с реальным развитием общества формирование чрезвычайно важно. Овладению ею большинством активного населения является одним из признаков нашего времени. Люди, ориентирующиеся в информационных потоках, становятся главной производительной силой современной цивилизации. Поэтому овладение соответствующими знаниями является актуальным для социально активного населения.

Она становится необходимым реквизитом экономически развитого общества, характеризующегося значительным объемом накопленной информации, ее свободным статусом и доступностью.

Сущность информационной культуры

ИК может быть представлена как культура информационных процессов и информационных отношений.

Определим эти два понятия. При прохождении информационного процесса происходит получение, создание, сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, распространение и использование сведений. Любой современный человек сталкивается с великим множеством информационных потоков как в своей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Они настолько разные, насколько разными бывают люди. Одни из них несут полезную информацию и ценный опыт профессионалов, накопленный ими. Как человеку компетентно решить задачу, требующую овладением специальными знаниями? Как ему, образно говоря, среди тысяч плевел выбрать зерна разумного, доброго, вечного? Очевидно, что воспользовавшись актуальной и полезной информацией.

Информационные отношения представляют собой правовые нормы, регулирующие информационные процессы.

Статистика о роли информации в обществе. Понятие компонентов ИК

Подсчитано, что если материальные и природные ресурсы определяют по 16% экономического роста ВВП, то информационные ресурсы - 64%.

Действительно, производство XXI века характеризуется революционным увеличением затрат умственного труда относительно затрат энергии и ручного труда. Экономика любой развитой страны сегодня в значительной мере основана на знаниях и информации. Происходит не только более стремительное обновление актуальной информации, но и значительное увеличение ее объемов. Опыт государств, инвестирующих наиболее значительные суммы в свою информационную культуру - США, Германии, Японии, Франции - свидетельствует об их лидирующей роли в создании и импорте передовых технологий эпохи НТР.

Приобщение людей к ИК не является процессом неопределенным. Наоборот, компоненты информационной культуры четко детерминированы. Освоение их личностью принципиально важно для ее адаптации в современном информационном обществе. Более того, они последовательны и логически взаимосвязаны. В обобщенном виде феномен ИК можно представить следующими компонентами.

Адекватное и компетентное восприятие информации;

Гуманистические (исходя из мировоззрения и интересов) критерии оценки смысла полученной информации;

Использование в оценках неопределенности методов информационной рецессии;

Специфическое творческое информационное поведение в социальной среде.

Рассмотрим данные компоненты подробней.

Формирование адекватного и компетентного восприятия информации личностью

Информационная культура ребенка в дошкольные и школьные годы является важнейшим компонентом общей ИК личности. В наше время принципиально важно научить детей активному и компетентному восприятию информации. Это нужно для формирования их дальнейшей социальной позиции и обретения правильных ориентиров в жизни. Рассмотрим, как сегодня формируется информационная культура личности.

На этапе самого раннего детства актуальность приобретает подсистема психологической службы. Она ответственна за гармоничное привнесение в развитие ребенка игры как компьютерного эксперимента. Не секрет, что многие существующие компьютерные игры вредны. Современные родители должны уметь грамотно составлять «игровое меню» для своих чад, а также комбинировать их увлеченность ПК со спортивной секцией, общением со сверстниками. Актуальность в этом контексте приобретают слова выдающегося педагога Сухомлинского о том, что именно игра зажигает в детях тот огонек любознательности и пытливости, который в дальнейшем будет озарять своим светом всю их жизнь.

Первостепенное значение имеет уже в раннем детстве ребенка развитие его познавательных способностей. Хорошо себя зарекомендовали специальные развивающие игры, рассчитанные для детей начиная с трехлетнего возраста. Полезны познавательные игры-загадки, отвечающие на вопросы: «Кто (что) это?», «Кто здесь живет?», «Что растет здесь?», «Что ездит, а что плавает?» Пятилетним детям рекомендуются компьютерные игры с элементами чтения, простейшей классификации картинок, ориентирования в порах года, во времени, развивающие мышление.

В годы школьного и последующего обучения молодые люди приобщаются к информационной культуре на программных классных и факультативных занятиях. Уже с пятого класса предмет "Основы информационной культуры школьника" вводит детей в мир информации. Они усваивают краеугольные понятия информации, информационных центров, первичных и вторичных документов, первичных и вторичных источников информации. Ученики знакомятся со справочно-библиографическим учетом в библиотеке, методикой работы с книгами (цитаты, дневники чтения, выписки).

Школьники, обучаясь данному предмету, получают первый практический опыт мотивированного поиска информации. Для этого они осваивают методы рационального чтения, учатся работать с современными носителями информации.

Информационная культура школьника развивается также путем его участия в информационно-компьютерных клубах, в школьном самоуправлении. Она составляет единое целое с общей системой получаемых в школе знаний. Наиболее притягивают школьников игры и занятия, содержащие элементы соревнования. В эти же годы для человека особенно важно овладеть навыками работы с обучающей и развивающей информацией Интернета.

Миссия формирования школой ИК заключается в воспитании человека информационно грамотного, обладающего позитивными ценностями, интересами и склонностями. Он должен быть подготовлен к формулированию своих обобщений и умозаключений с использованием современных интерактивных средств. Важна системность обучения, проявляющаяся в способности школьников использовать знания, полученные при изучении одного предмета для овладения предметом другим. Этим универсальным свойством отличается современная информационная культура. Информатика, как специальный школьный предмет обучения, формирует ее основы.

Непрерывность формирования как неотъемлемое свойство ИК

Информационная культура человека формируется постоянно и непрерывно. Полученное им образование способно лишь заложить основы его информационной грамотности, образованности. Однако если образование личности не будет в дальнейшем подтверждено ее активной позицией в окружающем информационном поле, то вскоре полученные ею навыки окажутся бесполезными.

Дело в том, что в эпоху НТР актуальные знания устаревают в среднем за 3 - 4 года. Как пример, вспомним, что информационные гаджеты порой претерпевают моральный износ еще быстрее. Например, устройство, позволяющее дистанционно онлайн обмениваться сообщениями. На протяжении скольких лет пейджер был актуален? 1.5 -2 года. В дальнейшем его полностью изжил сервис СМС мобильной связи.

Поэтому человеку информационно компетентному важно постоянно следить за информационными и техническими новинками. На протяжении всей своей жизни современная культурная личность вынуждена поддерживать свою информационную компетентность. Эта черта сейчас характеризует менталитет представителей рынка труда, поскольку гарантирует их социальную защищенность.

Действительно, зная, как распоряжаться информацией, люди становятся востребованными на рынке труда.

Гуманистические принципы формирования культуры личности

Зададимся парадоксальным вопросом: «А всякая ли информация конструктивна для формирования личности?»

К сожалению, некоторые информационные потоки заранее оплачены и являются инструментом корыстных людей. Они, откровенно говоря, бесполезны и даже вредны для большинства населения.

Выдающийся поэт Евгений Евтушенко в одном из своих интервью высказал яркую мысль о том, что представляет наибольший вред в информационном пространстве. Он назвал его пропагандой антиинтернационализма. По словам поэта, для стран интернациональных актуализация духа национальной нетерпимости страшна и разрушительна, и это следует запрещать.

Перейдем ко второму элементу контрпродуктивности ИК. Что такое дискурс? Это - черный шум в информационном пространстве. Примером могут послужить многочисленные политические дебаты, сопровождающиеся нулевым результатом. Это воистину дьявольское изобретение новой информационной эры. Его миссия заключается в лишении человека ориентиров личного и общественного развития. В результате люди разочаровываются в обществе и, конечно же, в себе.

Что несут в себе информационные потоки, заполняющие масмедиа глянцем и гламуром? Среди вредоносных для молодежи медиа-воздействий они основные. Информационной культуры разрушители, они возбуждают у молодых людей иррациональные желания. Представим, к примеру, девушку, способную получить блестящее образование и добиться многого в жизни. Однако она небогатого происхождения. Помогут ли ей в жизни гламурные издания, которые ежедневно демонстрируют богатых, разряженных в пух и прах ультрамодных «светских львиц» (раньше они по-другому назывались)? Наоборот, этот глянец ежедневно кричит в лицо этой девушке, что она - ничтожество по сравнению с богатыми и пустыми дамами. Такие издания зомбируют молодых людей, убеждая, что высшая жизненная ценность - добыть деньги любой ценой.

ИК: опасности контрпродуктивного развития

Формирование информационной культуры значительно ускорилось в конце XXI века, во время становления корпоративной организации мировой экономики. Не удивительно, что ИК, изначально порожденная подобной средой, по сути является корпоративной информационной культурой. В ней до сих пор преобладают профессиональные признаки. В частности, она управляется коллективным разумом профессионалов, но оказывает влияние на всех остальных людей.

Вместе с тем развитие информационной культуры обнажает феномен информационного неравенства.

Он, в частности, проявляется в том, что 88% всех пользователей ПК проживают в развитых странах и только 5% - в странах слаборазвитых. Известно высказывание д-ра П. Тарьянне, гендиректора МСЭ одной из старейших организаций, существующих при ООН. Он предупредил об опасности разбалансирования информационного общества в эпоху глобализации и возникновении разлома непреодолимой глубины, разделяющего богатые и бедные страны.

Дисбалансы доступа к информации опасны тем, что вызывают дисбалансы когнитивные, выражающиеся в снижении познавательных функций личностей, лишенных динамичного информационного пространства. Очевидно, что культура информационной деятельности не может полноценно развиваться, будучи ограниченной.

Творческое поведение личности в информационной среде

Социологи отмечают, что в любом из вышеупомянутых толкований информационная культура предполагает овладение ею людьми с целью эффективного преодоления объективно существующих информационных барьеров:

Языковых (овладение языками межнационального общения);

Пространственных (нахождение нужных данных в избыточном массиве информации);

Географических (нивелирование значительной взаимной удаленности источника и потребителя информации);

Количественные (определение достаточного количества источников информации).

Заметим также, что информационная культура личности требует от нее преодоления определенных субъективных (личностных) информационных барьеров:

Политических и идеологических;

Административных и режимных;

Искажения информации информагентствами;

Ошибочной стратегии выборки информации;

Недостатка квалификации для осуществления качественной информационной выборки.

Преодоление вышеупомянутых барьеров производится системно в рамках специальных информационных технологий. При этом принципиально важна эффективная система специализированных образовательных, а также информационных учреждений и библиотек, которой обладает развитое информационное общество. Информационная культура на современном уровне предполагает широкую доступность, удобоваримый интерфейс и общепринятую стандартизацию важнейших информационных ресурсов.

Заключение

Современным людям важно следовать инновационному духу XXI века, творчески пользоваться компонентами ИК.

Основы информационной культуры должны быть освоены каждым наемным работником. Ведь современное трудоустройство предполагает безусловное владение кандидатом в сотрудники:

Навыками работы с оргтехникой (персональным компьютером, факсом, ксероксом);

Специализированным программным обеспечением;

Технологиями нахождения и обработки информации;

Умением наглядно представлять итоговую информацию.

С одной стороны, современная информационная культура человека, представляя собой лишь часть общечеловеческой культуры, предполагает значительную роль в ней рационально-технологического компонента. Но это не значит, что в ее развитии должны участвовать исключительно люди с алгоритмическим характером мышления. Ведь его недостаточно для динамичного долгосрочного развития общества. Важно наличие других видов творческого мышления, а также охват информационной культурой социальных и гуманитарных аспектов.

Первостепенная роль в становлении информационного общества принадлежит образованию. Современные школьники постигают информационные предметы обучения, о которых их преподаватели в свои юные годы могли лишь прочитать в фантастических книгах. Мировую сеть Интернет уже сегодня называют пятой интеллектуальной стихией. Обширная информационная среда и эффективные информационные технологии культуры активно формируют новое поколение людей, которое отличается тем, что «живет в сети».

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Академия социального управления»

Кафедра информационно-коммуникационных технологий

КУРС: «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Преподаватель: Зенкина С.В.,

доктор педагогических наук,

профессор каф. ИКТ

Работу выполнила:

Смирнова Н. Ф.,

учитель английского языка

МКОУ Дубневская СОШ

Москва 2015

стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

1. Информационная культура личности и информатизация общества ……

2. Понятие информационной культуры личности ………………………….

3. Информационные потребности современного человека …………...........

4. Отбор, анализ и оценка информации ………………………………...........

5. Повышение уровня информационной культуры личности ………….......

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….…….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Создаваемый в процессе информатизации информационно-технический потенциал общества определяется не только уровнем развития современных информационных и коммуникационных технологий. Многое зависит от уровня информационной культуры, как всего социума, так и отдельно взятой личности. Ключевым условием успеха и социальной эффективности информатизации является человеческий фактор.

Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и другое; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.

Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, причем, как правило, этот процесс имеет стихийный характер, зависящий от степени возникновения перед личностью задач. Современному человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой уже на начальном этапе своей профессиональной деятельности.

Актуальность рассматриваемого вопроса вытекает из необходимости уточнения определения информационной культуры личности ее сущности, так как от этого зависит содержание педагогического процесса, направленного на формирование у личности качеств, необходимых для соответствия требованиям современного уровня развития общества.

1. Понятие информационной культуры личности.

История информационной культуры насчитывает тысячелетия. Точкой отсчета логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры.

Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.

Основой сущностного определения понятия «информационная культура» должно стать понятие культуры, дополненное в соответствии с особенностями данной специфической сферы деятельности и рассматриваемое как компонент общей культуры личности. В науке используется большое количество определений понятия культуры и, соответственно, ее значений. Для конкретного исследования целесообразно остановиться на сути понятия, обращая внимание на те его стороны, которые окажутся существенными при расшифровке интересующего нас представления «информационная культура личности».

В философском словаре под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности

людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

В философии выделено несколько уровней анализа культуры: культура общества, культура социальных групп и культура отдельного человека. «Культура имеет три масштаба в соответствии с философским различием онтологических уровней «общее - особенное - единичное»: культура как способ существования человека, макро - или микрогруппы, говоря языком социологов, культура отдельной личности (по формуле обыденной речи - культурный человек)». Культура личности включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности, то есть все то, что человек вырабатывает в себе, приобретает в своей жизни в обществе и под влиянием общества, при участии других людей, «присваивая» общественно-исторический опыт. Это соответствует исходному пониманию термина «культура», принятому еще в Древней Греции.

В первоначальном значении понятие «культура» в переводе с латинского означало «возделывание почвы», то есть изменения в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Понятие культуры в широком смысле как раз и охватывает сферу целесообразной деятельности людей, совокупность общественных предметов в отличие от предметов природы, не преобразованных человеческим трудом. Культура и глубокой своей сути является тем, что обеспечивает реализацию самой деятельности, т.е. способом ее осуществления. Культура представляется:

а) в виде совокупности (системы) определенных видов деятельности и ее результатов;

б) как творческое содержание деятельности;

в) как способ деятельности, ее технологии;

г) как качественная характеристика деятельности и ее результатов.

Понятие «культура» может употребляться в самых разных смыслах.Если в основу классификации видов культуры положить содержательный или предметный признак, то можно говорить о физической, художественно-эстетической, экологической, политической культуре и так далее. В этом же ряду находится и информационная культура. Так как понятие «информация» несет большую смысловую нагрузку, то роль информационной культуры особая, в частности она является исключительной в формировании содержания образования.

Кроме того, исследования показали, что проблема определения ИКЛ затруднена многозначностью данного понятия. Ее можно понимать как феномен, как часть личностного знания, общей культуры человека; как уровень развития знаний, умений, навыков и т.п.; как область знаний, исследующую некоторые проблемы; как учебную дисциплину.

Система образования формирующегося информационного общества призвана решать принципиально новую глобальную проблему, связанную с подготовкой человека к жизни и деятельности в совершенно новых для него условиях информационного мира. Именно система образования должна дать необходимые знания о новой информационной среде обитания, формировать новую информационную культуру и новое информационное мировоззрение, основанное на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, жизни человеческого сообщества и, наконец, деятельности самого человека.

Вопросы становления и развития информационной культуры личности обучающегося, его информационной подготовки в вузе к работе со средствами информатизации занимают особое место в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. По их мнению, информационная культура личности предполагает формирование необходимых знаний, ценностных ориентации, умений и навыков в работе с информацией, овладение нормами и правилами поведения в информационной среде.

Изучение литературных источников показало, что категория «информационная культура»проанализирована в различных взаимосвязях с такими понятиями, вошедшими в научный аппарат педагогики, как «компьютерная грамотность», «компьютерная культура» и «информационная грамотность». Рассмотрим каждое из этих понятий в отдельности. Ключом к пониманию словосочетания «компьютерная грамотность» является слово «грамотность», которое современная отечественная педагогическая наука рассматривает как необходимую ступень и средство личностного становления человека. На самых разных этапах образования «грамотность» означает умение читать, писать и считать. С этой точки зрения, компьютерная грамотность - это умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере.

Сегодня под компьютерной грамотностью понимаются:

Знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования, а также относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов;

Совокупность умений и навыков использования компьютеров в своей деятельности:

а) умение инструментального использования ЭВМ (умение пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базами данных и так далее);

б) умение, характеризующее гуманитарный компонент применения компьютера (умение анализировать ситуации, обусловленные использованием компьютера, описывать результаты воздействия на людей сбоев и отказов системы, умение определять возможность решения задач с помощью компьютера).

В понятие «информационная грамотность личности» включены следующие компоненты:

Компьютерная грамотность личности;

Знания об информационной среде, законах ее функционирования, а также некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации;

Наличие у личности информационных потребностей широкого диапазона;

Умение ориентироваться в информационных потоках;

Умения и навыки сохранения информации для повторного использования;

Развитость алгоритмического мышления личности.

Компьютерная культура есть термин, охватывающий и регламентирующий полный комплекс аспектов работы человека с информационными технологиями и телекоммуникационными средствами.

К компонентам компьютерной культуры относятся:

а) знание методологии применения информационных компьютерных технологий в различных областях жизнедеятельности человека;

б) понимание соответствующей терминологии, связанной с информационно компьютерными технологиями;

в) знание принципов устройства и работы компьютерной техники;

г) знание конкретных примеров использования информационных компьютерных технологий;

д) свободное владение навыками работы с компьютером в повседневной профессиональной деятельности;

е) знание основ методов моделирования (математического, логического, дидактического и других);

ж) понимание принципов, лежащих в основе функционирования телекоммуникационных сетей и умение ими пользоваться:

и) умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью электронно-вычислительной техники и применять их в своей деятельности;

к) умение грамотно сформулировать задачу, возникающую в своей деятельности и реализовывать на практике основные этапы ее решения (структуризация, алгоритмизация, программирование и реализация);

л) соблюдение морально-этических и правовых норм применения информационных компьютерных технологий.

В связи с широким использованием телекоммуникаций в практической деятельности человека и расширением сферы применения информационных технологий появилась дефиниция «информационная культура». Содержание термина «информационная культура» гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и пространством.

Информационная культура предполагает наличие у личности таких качеств, как:

1) информационная грамотность. Она включает:

Стройную, логически связанную, преемственную систему знаний информационных технологий, в том числе компьютерных;

Умения и навыки любой деятельности, связанной с информацией, а также умения и навыки планирования своей деятельности, проектирования и построения информационных моделей, коммуникации, дисциплины общения и структурирования сообщений, инструментирования всех видов деятельности, использования современных технических средств в жизни;

2) осознанную мотивацию личности на:

Удовлетворение своих информационных потребностей на базе знаний информационных компьютерных технологий;

Повышение своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора;

Развитие умений и навыков информационной деятельности и информационного общения на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе компьютерных;

3) определенный стиль мышления, главной характеристикой которого являются самостоятельность и креативность.

В настоящее время существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, порой диаметрально противоположных. Однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают.

2. Информационные потребности современного человека.

Рассматривая данный вопрос, мы исходим из признания того факта, что человек представляет собой единство биологического и социального, организма и личности всей сложности их взаимоотношений. Общеизвестно – это своего рода разомкнутая самоуправленческая система, необходимым условием существования которой является постоянный обмен веществом, энергией и информацией, что рассматривается как потребность.

Есть несколько точек зрения на природу потребностей. В понятие «потребность» как бы объединяются объективные отношения, которые побуждают к деятельности, и состояние субъекта, которое отражает эти отношения. С одной стороны, потребность определяют как нужду в чем-то необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. В таком плане потребность рассматривается с точки зрения её участия в жизнедеятельности людей с целью поддержания биологических и социальных параметров. С другой стороны потребности возникают в процессе деятельности человека и обуславливаются этой деятельностью. Эта особенность определяет их изменчивость, развитие на база удовлетворения потребностей их изменчивость, развитие на базе удовлетворения потребностей новых, более высоких, что связано с включением личности в различные формы и сферы деятельности. Потребности не стоят на месте. Реализованная потребность зачастую приводит к другой, более высокой и сложной потребности.

Потребности современного человека в информации базируются на общей теории потребностей личности. Потребности в информации в явном виде нет, но в скрытом виде она присутствует, позволяя путем использования информации удовлетворять разные виды потребностей. Потребность в информации проявляет себя как на уровне биологическом, так и на уровне социальном, обретая на каждом из них свою специфику и структуру.

Потребность в информации на биологическом уровне в целом требует постоянного притока информации извне. В человеческом обществе все биологические потребности, в том числе и потребность в информации, социализироны, т.е. способ их удовлетворения обусловлен общественными установками, моральными нормами, традициями. Общество определяет приемлемые в данный исторический отрезов времени формы. Поэтому эта потребность проявляется как потребность связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества, непереносимость изоляции, потребность ориентации в пространстве и времени. Социальные потребности отличают человека как субъекта своего исторического процесса, приспосабливающегося к среде. Социальная потребность человека в информации не является врожденной, а формируется, видоизменяется и развивается на протяжении жизненного пути. Важности её в жизни современного человека огромна.

Известно, что потребности в информации могут иметь разную природу, характер, направленность. Они носят объективный характер, поскольку обусловлены внешними условиями жизни, родом и спецификой выполнения процессов жизнедеятельности. С другой стороны, потребности в информации субъективны, поскольку зависят от активности личности, её интеллектуального уровня, способностей к восприятию, переработке информации, умения оперировать ею.

Для успешного выполнения многообразных функций в обществе, человек в процессе развития должен пройти процесс социализации. Социализация определяется как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, трудовых знаний, норм навыков, традиций, накопленных из поколения к поколению. Это принцип преемственности поколений, благодаря которому молодое поколение может стать взрослым, лишь включаясь в связь традиций, используя опыт и знания более старшего поколения в воспроизводстве общественного наследия и человеческого рода.

Следующим важным средством социализации является овладение письменностью, чтение письменных текстов. Благодаря чтению человек осваивает документально закрепленную информацию в виде художественных, учебных, справочных, научных текстов, постигая воплощенное в знаковой, образной, предметной форме накопленное знание и культурные ценности. У современного человека социальная потребность в информации проявляет себя многообразно. Прежде всего, для человека важно ощущать себя информированным. Состояние информированности сопровождается чувством психического комфорта, уверенностью и спокойствием. Недостаточная информированность повышает степень неопределенности ситуации, приводит к потере уверенности, психическому дискомфорту, что толкает человека к активным действиям по поиску нужной информации.

Социальная потребность в информации проявляет себя также как познавательная потребность. В частности, потребность в информации отражает потребность в знаниях и рассматривается с точки зрения разности между уровнем знаний, накопленных в обществе о предмете деятельности потребителя, и его индивидуальным уровнем знаний в этой области. Большое влияние на интенсивность её проявления оказывают творческая увлеченность личности, включенность в такую жизнедеятельность, в которой удовлетворение познавательной потребности сопряжено с повышением социального статуса и квалификации.

Сегодняшние требования к социализации в условиях информационного общества значительно выросли и изменились по сравнению с предыдущими поколениями. Изменились условия жизни в результате активного внедрения информационных технологий в производственную и бытовую жизнь граждан. Сегодня уже недостаточно тех знаний и умений, с которыми можно было благополучно прожить лет 30-50 назад.

В число обязательных умений постоянно входит пользование персональным компьютером, владение современными программными средствами, поиск информации в Интернете, общение через электронную почту т.д. Но отличие от предыдущих эпох не столько в этом наборе обязательных умений, сколько в том, что научно-техническая революция приобрела непрекращающийся характер и обновление технических средств сегодня осуществляется непрерывно. Это означает, что невозможно сегодня получить образование и потом всю жизнь жить с этим «багажом». В информационном обществе учится надо непрерывно, иначе стремительные изменения, происходящие первоначально в технологии, быстро затем внедряющихся в социальную жизнь, могут оставить человека, остановившегося в своем развитии, на обочине цивилизации.

3. Отбор, анализ и оценка информации.

Важное значение при формировании информационной культуры личности имеет умение в огромном потоке информации определять ее полезность. На наш взгляд, она является основным критерием отбора, анализа и оценки информации при решении конкретной задачи. Согласно Толковому словарю русского языка, полезность - это пригодность для определенной цели, удовлетворяющая определенным требованиям, или иначе, нужность, пригодность. Изучение литературы показало, что в современной науке полезность понимается неоднозначно, и в работах разных авторов (представляющих самые разнообразные области знаний) можно встретить существенно различные определения полезности и точки зрения. Одни связывают степень полезности информации, то есть ее ценности, с увеличением вероятности достижения некоторой цели после получения информации. Другие авторы под полезностью понимают критерий предпочтения, как фактор, оптимизирующий человеческую деятельность. Она оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью. Полезность информации не может быть определена независимо от ее восприятия. Установлено, что о полезности информации можно судить лишь по последствиям ее принятия человеком.

Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы. Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.

4. Повышение уровня информационной культуры личности.

И так для становления информационного общества необходимо единство информации и культуры, поскольку наличие культурного сознания является обязательным условием развития мира, общества, индивида. Глобальная информатизация еще больше обострила существующую разорванность, культурного сознания на две культуры – мир гуманитарный и мир точных наук и техники. Цель преодоления данного противостояния двух культур заключена в извечном стремлении человечества к гармонии, единству миросозерцания, гармоническому развитию личности. Отсюда возникла задача достижения равновесия, гармонии в процессах гуманизации информационных технологий и формировании информационного общества. Именно гуманитарная культура объединяет все составляющие общественной жизни. Гуманитарная культура приводит к интеграции духовного мира личности – субъекта информационной цивилизации, носителя новой, информационной культуры.

Формирование информационной культуры на личностном уровне осуществляется путем обретения, в первую очередь, знаний, умений, навыков, развития специфических способностей, особых личностных качеств, форм поведения и деятельности. В этот структурный блок, прежде всего, входит информационное поведение личности, которое понимается как целостная система взаимосвязанных реакций человека на контакт с информационной средой. Любые формы поведения так или иначе имеют информационную основу, но специфическое информационное поведение появляется тогда, когда возникает проблема видения человеком фрагмента реальности. Действия человека по его освоению своим результатом имеют информированность – степень осведомленности человека о явлениях действительности.

Трудно переоценить значение информированности для выработки адекватного поведения и мироощущения личности. Наличие понятной и многосторонней информации снижает степень неопределенности ситуации, сводя её к минимуму. Информированность выступает как средство обретения профессиональных знаний, умений и навыков, представляет возможность личности успешно ориентироваться в политических, социально-научных процессах, что способствует повышению её социального статуса.

Разные формы информационного поведения представляют собой некую ступеньку к развитию культуры информационной деятельности. Деятельность в отличии от поведения целенаправленна, предполагает последовательное и параллельное осуществление процессов, операций, направленных на достижение общего результата. Информационная деятельность сложно организована и может быть представлена совокупностью процессов сбора, обработки, хранения, поиска, использования информации. Рассмотрим эти процессы, акцентируя внимание на их культурной составляющей.

Сбор информации это первый из процессов информационной деятельности базируется, прежде всего, на читательской деятельности. Невозможно собрать информацию предварительно её не, прочитав. Читательскую деятельность мы осваиваем в начальной школе. А вот читательская культура складывается постепенно путем приобретения читательских навыков, читательской активности, вдумчивой и заинтересованной работой с книгой.

Чтение – это процесс, имеющий особую важность для развития личности. Чтение расширяет кругозор, информированность, знания. Чтение как процесс способствует совершенствованию мыслительной деятельности. Сбор информации будет не полон без использования библиографической информации, что предполагает еще один процесс, входящий в информационную деятельность, а именно – библиографическую деятельность и её составляющую – библиографическую культуру. Она предполагает знакомство с информационными ресурсами и их составляющей – библиографическими указателями, списками литературы, каталогами библиотек. В процессе использования библиографической информации субъект усваивает и сами способы библиографической деятельности, которые представляют собой следующий процесс информационной деятельности – обработку информации.

Культура использования современных информационных технологий строится в большей мере на здании, в фундамент которого заложены библиографические методы: индексирование, классифицирование, каталогизирование, выделение поисковых признаков. Таким образом, библиографические знания помогают более успешно организовать информационные массивы и производить поиск, что оказывает влияние на их уровень использования.

Обработка информации осуществляется не только библиографическими, но и логическими методами. Они предполагают анализ текста источника, критическое его осмысление, выделение информационного значения фрагментов, оформление их в виде выписок, цитат и определений. Это предопределяет необходимость развития умственного труда – еще одного элемента культуры информационной деятельности.

Важным элементом культуры информационной деятельности является культура передачи и использования информации. Культура передачи информации предполагает, в первую очередь, транслирование её и в достаточном объеме для адекватного восприятия, без искажений и максимально адресно. Культура потребления информации – важное составляющее звено информационной культуры личности, признанное решать задачи формирования умения пользоваться информацией в целях гармонизации личности, преодолевать недостатки её потребления, распознавать механизм информационных манипуляций и уметь противостоять ему. Но нельзя сбрасывать со счетов и некоторые личные качества, ей способствующих. Это – хорошо развитая память на существенные факты, имена авторов издания, способность устанавливать связи между явлениями физического и духовного мира, людьми, фактами, событиями; привычку видеть мир отраженный в произведениях печати и других документах, запоминать и вспоминать их, мобильность – способность быстро переключится с одной темы на другую; стремление быть «в форме» - быть постоянно информированным о важных новостях, о том, что сегодня актуально; эвристический склад мышления, помогающий устанавливать ассоциативные связи внешне далеких явлений, подсказывающий небанальные пути поиска в неожиданных ситуациях.

Информационная культура зависит от степени осознания собственных информационных потребностей. Здесь же обратим внимание на их качественное состояние, их влияние на информационное поведение и информационную деятельность. Малоразвитые и неразвитые информационные потребности характеризуются слабой мотивацией, нечеткостью в определении границ, спонтанностью и непостоянством, невозможностью их ранжировать, а по значимости из-за слабой соотносимости с жизненными и профессиональными целями.

Кроме того, информационные потребности легко можно спутать с привычкой потреблять информацию. Дело в том, что получаемая извне информация не только логически анализируется человеком, но эмоционально оценивается. Яркость им разнообразие чувств, сопровождающих процесс удовлетворения потребности в информации, субъективно переживается человеком, запечатлевается его памятью и толкает к дальнейшим поискам информации для того, чтобы пережить ощущение еще и еще. Так рождается привычка к потреблению информации, рассматриваемая в физиологии как образование в мозговых структурах устойчивых нервных связей, отличающихся готовностью к функционированию.

Сегодня мы живем в среде, где массированное наступление информации превышает возможности усвоения её человеком. В связи с этим большая часть информации не воспринимается, рассматривается как фон и формирует, соответствующую привычку также вредной привычкой следует считать ориентацию на получение исключительно эмоционального удовольствия от информации. Специалисты замечают своего рода легкий наркотический эффект от бесконечных телесериалов, легких бездумных, уводящих в мир иллюзий бестселлеров, музыкальных клипов. Закрепляясь, такие привычки приводят к тому, что в источнике информации видят лишь предмет, вызывающий эмоциональное удовольствие и блокирующий усвоение действительно серьезных и сложных произведений. Рассматривая информационную культуру как направление, задачей которого является гармонизация личности, функционирующей в мире информации, следует опираться на базовое понятие потребностей в информации. Личности необходимо осознание своих потребностей, побуждающих её к поиску и использованию информации.

К сожалению, многие личности не могут ориентироваться в потоке поступающей информации, вследствие чего получают искаженную, не проверенную фактами из нескольких источников. Для решения этой проблемы необходимо проводить уроки информационной культуры, проводить занятия со специалистами по повышению их информационной культуры. Эту проблему можно решить используя знания, накопленные человечеством за десятилетия и применить на базе школ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из выше сказанного можно сделать вывод, что человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающей целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и другое; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.

Определили, что информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде. Она может выполнять следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова, И.М. Информационная культура личности как новая учебная дисциплина и новое направление культурологических исследований [Текст] / И.М. Антонова, Ю.С. Зубов // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: тез. докл. междунар. науч.конфер.- Краснодар-Новороссийск 14-15 сент. 1995г. – Краснодар,1995.- С.6-8

2. Дулатова, А.Н. Информационная культура личности [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Дулатова, Н.Б. Зиновьева.- Краснодар:КГУКИ,2005.- 208 с.

3. Лопатина, Н.В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий [Текст]: учеб. пособие / Н.В. Лопатина.- М.: МГУКИ,2002.- 81 с.

4. Семенюк, Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики [Текст] / Э.П. Семенюк // НТИ. - Сер.1.- 1994.- № 1.- С. 2-7.

5. Сухина, В.Ф. Человек в мире информатики [Текст] / В.Ф. Сухина М.: Радио и связь. - 1992 – С.111

Информационная культура представляет собой способность общества эффективно применять и инструменты информационных коммуникаций, а также использовать прогрессивные ведущие результаты и достижения в сфере развития средств информатизации для этих целей.

Понятие «информационная культура»: несколько интерпретаций

Существует несколько определений вышеуказанного термина:

  • информационная культура – это совокупность знаний, которыми обладает человек, и умение их использовать на практике для решения определенных задач;
  • информационная культура – это отдельная область культуры, которая связана с функционированием информации в обществе и образованием информационных качеств конкретной личности;
  • информационная культура – это конкретный уровень формирования информационных процессов, уровень создания, сбора, переработки и хранения информации, степень удовлетворения в определенной мере потребностей человека в информационном общении;
  • информационная культура – это качественный показатель жизнедеятельности конкретного человека в сфере получения, передачи, хранения и применения информации, где основными являются духовные общечеловеческие ценности;
  • информационная культура – это определенный уровень знаний, который предоставляет возможность человеку свободно без препятствий ориентироваться в пространстве информации, принимать активное участие в его формировании и всеми методами способствовать информационному взаимодействию.

Некоторые специалисты считают, что информационная культура отлично характеризует уровни развития определенного общества, конкретной нации или народности, а также специфических сфер деятельности таких, как, например, культура искусства, быта или труда.

История информационной культуры

Специалисты отмечают, что информационная культура на уровне общества проявилась в пяти информационных революциях:

  • открытие языка;
  • находка письменности;
  • основание книгопечатания;
  • изобретение электричества;
  • применения компьютерных технологий.

Современная информационная культура соединяет в себе все свои предшествующие формы. Она выступает в качестве предмета, результата и средства социальной активности, хорошо отражает характер и уровень человеческой практической деятельности.

Классификация информационной культуры

В соответствии с областями информативной деятельности информационная культура делится на:

  • технологическую;
  • организационно-производственную;
  • управленческую;
  • научно-познавательную;
  • информационную культуру словесного общения.

Критерии информационной культуры человека

Специалисты называют следующие признаки информационной культуры человека:

  • умение адекватно выражать свою потребность в конкретной информации;
  • способность перерабатывать полученную информацию и создавать новую;
  • эффективно осуществлять поиск необходимых данных;
  • умение вести индивидуальные поисковые информационные системы;
  • способность адекватно оценивать информацию;
  • умение правильно отбирать необходимые данные;
  • способность к компьютерной грамотности и информационному общению.

Критерии информационной культуры являются отличными показателями уровня развития специфических инструментов для освоения разных объектов отражения. Эти критерии являются, в первую очередь, критериями познания социальной и природной действительности.

Краткий итог

Информационная культура совершенно не сводится к разрозненным знаниям и умениям работы за компьютером. Она предполагает информативную направленность целостной личности, которая обладает мотивацией к применению и усвоению новых данных. Информационная культура, по мнению специалистов, рассматривается как одна из граней личностного развития. Это путь универсализации качеств человека.

Овладение информационной культурой способствует реальному пониманию человеком своего места, себя и своей роли в этом мире. Специалисты утверждают, для того, чтобы сформировать хорошей уровень информационной культуры, особого значения нужно придать именно образованию. Последнее должно способствовать формированию нового специалиста информационного общества, который обладает следующими навыками: выделения значимой информации, дифференциации данных, выработки критериев оценки информации, умело использовать ее.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В условиях информационного общества закономерно и появление нового типа культуры – информационной культуры. Некоторые ученые отождествляют с компьютерной грамотностью и вкладывают в понимание данного типа культуры именно такое значение. Однако компьютерная грамотность – это лишь приобретенные навыки работы с новыми компьютерными технологиями. Информационная культура – это гораздо более масштабное явление. Поэтому вопросы развития информационной культуры общества как необходимого условия его устойчивого и безопасного развития в принципиально новой высокоавтоматизированной и чрезвычайно насыщенной информационной среде находятся сегодня в центре внимания не только государственной политики всех стран мирового сообщества, но также и многих международных организаций. Примерами таких организаций являются ЮНЕСКО, ЮНИДО, ЮНЕП. Вопросы развития информационной культуры общества в последние годы все чаще находят свое отражение в докладах, программных документах и рекомендациях ЮНЕСКО, посвященных перспективам направления развития образования для XXI века.

Понятие информационной культуры в настоящее время достаточно четко оформлено институционально. При Международной академии информатизации существует Отделение информационной культуры. Под эгидой этой организации с 1998 г. проводятся международные научные конференции по проблемам информационной культуры. Проблемы изучения информационного поведения личности освещаются в материалах Международной школы социологии науки и техники. Существует также ряд учебных программ для средних и высших учебных заведений по курсу «Основы информационной культуры». Все перечисленное дает основание считать рассматриваемое направление официально признанным.

Основными факторами развития информационной культуры современного общества являются следующие:

- система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей;

- информационная инфраструктура общества, определяющая возможности людей получать, передавать и использовать необходимую им информацию, а также оперативно осуществлять те или иные информационные коммуникации;

- демократизация общества, которая определяет правовые гарантии людей по доступу к необходимой им информации, развитие средств массового информирования населения, а также возможности граждан использовать альтернативные, в том числе зарубежные источники информации;

- развитие экономики страны, от которого зависят материальные возможности получения людьми необходимого образования, а также приобретения и использования современных средств информационной техники (телевизоров, персональных компьютеров, радиотелефонов и т.п.).

Информационная культура, подобно интеллектуальной культуре, присутствует во всех видах культуры, имеет разные уровни проявления – на уровне общества, определенных социальных групп и конкретной личности. Она состоит из компонентов, имеющих разное функциональное назначение. В структуру информационной культуры входят элементы следующих культур:

а) коммуникативной (культуры общения);

б) лексической (языковой, культуры письматации);

в) книжной;

г) интеллектуальной (культуры научного исследования и умственного труда);

д) информационно-технологической (культуры использования современных информационных технологий);

е) информационно-правовой;

ж) мировоззренческой и нравственной.

Одним из оснований классификации информационной культуры является выделение ее видов. Будучи связанными с профессионализацией, виды информационной культуры оттеняют степень компетентности пользователей информации. Отсюда логично вытекают следующие ее виды:

1) информационная культура пользователей с общей подготовленностью (студенты);

2) информационная культура специалистов различных профилей (представители профессий);

3) информационная культура специалистов-информаторов (сферы деятельности – научная, образовательная, средств массовой информации и т.д.).

Таким образом, информационная культура – слагаемая культуры любой общности и индивида, характеризующая осознание ими информации как ценности, их стремление и умение искать и находить, получать и перерабатывать, основывать на ней свою целесообразную деятельность и передавать ее, а также делиться с другими приобретенным опытом в данной области.

Несмотря на осознание значимости этой проблемы и отражение ее в достаточно большом числе публикаций, на сегодняшний день не выработано единого определения дефиниции «информационная культура». Еще менее разработанной является проблема информационного поведения личности.

Формирование информационной культуры личности как составляющей части общей культуры рассматривается в различных плоскостях – мировоззренческой, морально-этической, психологической, социальной, технологической, др.

В мировоззренческой плоскости информационная культура развивается путем осознания закономерностей распространения информации в обществе, теоретического осмысления роли информации в контексте культуры.

Формирование информационной культуры в морально-этической плоскости подразумевает воспитание личной ответственности за распространение информации, а также выработку у личности культуры производства и потребления информации.

В психологической плоскости информационная культура личности заключается в развитии оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватного поведения личности, формирования умения действовать в условиях избыточной или недостаточной информации, оценивать качественную ее сторону, отбирать достоверную информацию.

В концентрированном виде проблематика информационной культуры как комплексного научного направления стала обозначаться лишь в 70–80-е годы XX века в связи с тенденциями технологизации общества, с внедрением и использованием компьютерных средств связи во все сферы жизнедеятельности. Эти разработки подготовили почву для выделения проблематики информационной культуры, позволили сформулировать базовые концепции, подходы, основные положения, терминологию.

Хотя первая работа, в которой упоминается термин «информационная культура», была опубликована в 1974 г., приоритет разработки ее научной проблематики следует отдать ученым Новосибирска, где были выпущены монография «Информация и прогресс» и сборник научных трудов «Информатика и культура».

Современные исследователи по-разному трактуют термин «информационная культура». Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает «информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений».

Н.Б. Зиновьева определяет понятие «информационная культура» через категорию «вид культуры». Анализируя объем понятия «информационная культура», она пишет: «Методологический разброс мнений заключается в рассмотрении информационной культуры в широком смысле, затрагивая мировоззренческие, когнитивные, морально-этические, психологические, социальные и технологические аспекты распространения информации в обществе и использование ее субъектом; в узком смысле, ограничивая проблематику лишь методами, способами овладения знаниями, умениями, навыками в области традиционных и электронных информационных технологий».

А.А. Витухновская характеризует это понятие как одну «из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей» И.Г. Хангельдиева определяет ее как качественную характеристику жизнедеятель­ности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, в ко­торой приоритетными являются общечелове­ческие духовные ценности.

Согласно мнению Е. А. Медведевой, «ин­формационная культура – это уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентиро­ваться в информационном пространстве, уча­ствовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию».

Информационную культуру в соответствии с этим можно определить на высшем уровне как область культуры, связанную с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности. Такой подход позволяет квалифицировать информацию как «социокультурный продукт», «общечеловеческую культурную ценность», «форму функционирования ценностей культуры». Как справедливо отмечает В.Е. Леончиков, «информационная культура является как бы «сквозным аспектом», характерным для всех этнотерриториальных, социальных и глобальных типов культур, а также таких интегративных видов культуры, как экономическая, экологическая, политическая, правовая, нравственная, религиозная и др.».

Степень научной разработанности проблемы определяет наличие множества исследований в этой области со стороны отечественных и зарубежных ученых. Проблемы информации, информатизации, информационной культуры активно разрабатываются на протяжении полувека как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В общенаучном плане информационную культуру рассматривали такие ученые, как Д. Адам, Д.И. Блюменау, Н. Винер, А.Д. Урсул и др.

Особенно активно в течение последних десятилетий велась разработка проблем, связанных с феноменом информационной культуры с позиций философского, педагогического, психологического и других подходов. Различные аспекты этой проблемы разрабатывали. О.В. Артюшкин, А.А. Витухновская, М.Г. Вохрышева, Н.И. Гендина, А.А. Гречихин, М.Я. Дворкина, Н.Б. Зиновьева, Ю.С. Зубов, В.Е. Леончиков, Э.П. Семенюк, Н.А. Федотов и др.

При этом два основных подхода, в рамках которых преимущественно ведется рассмотрение понятия «информационная культура», основаны либо на информационных ориентациях, либо на культурологических. В рамках первого подхода преобладающее внимание сосредоточено на характеристиках, отражающих возможности индивида в области работы с информацией (поиском, отбором, систематизацией, анализом), наличие у него знаний, умений, навыков, связанных со структурой и содержанием информационных практик. Этот узкоориентированный подход представлен в работах Г.Г. Воробьева, Л.В. Гугля, К.Т. Аудриной, Л.В. Нургалеевой, Г.Б. Паршуковой, А.А. Парахина и др. В современных исследованиях информационной культуры преобладает информационный подход, поскольку данная проблематика пришла в науку из информационной сферы.

При использовании культурологического подхода понятие «информационная культура», с точки зрения его содержания и контекста рассмотрения, существенно расширяется, информационная культура представляется как способ жизнедеятельности человека в информационном пространстве общества, как важная составляющая культуры человека и человечества. В работах И.Г. Белоглазкиной, А.А. Витухновской, Н.Б. Зиновьевой, В.Е. Леончикова, Э.П. Семенюка информационная культура определяется как область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности

Именно в рамках этого подхода развивается понятие информации как социокультурного продукта, как «общечеловеческой культурной ценности», как «форма функционирования ценностей культуры». Как утверждают в своих работах С.Б. Бураго, В.Н. Васин, С.В. Смирнов, информационная культура является внутренне необходимым компонентом духовной и материальной подсистем культуры.

Особое внимание в последние годы все больше уделяется проблемам развития информационной культуры в контексте высшего образования. Профилированное знание о формировании информационной культуры в системе высшего профессионального образования раскрыто в трудах Н.И. Гендиной, А.Г. Гука, Е.Н. Лапинковой, Г.Б. Паршуковой и др. Социально-педагогические и психологические аспекты процесса формирования важнейших компонентов информационной культуры в образовательном контексте – как в личностном, так и в специально-профессиональном отношениях – поднимаются в работах М.Г. Вохрышевой, Н.И. Гендиной, Н.Б. Зиновьевой, Н.В. Лопатиной и др.

Данные работы носят преимущественно педагогический характер, акцентируя внимание на анализе содержания и организации учебного процесса для формирования информационной культуры, на роли разных учебных дисциплин.

Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, способных к постоянному повышению личных профессиональных качеств путем изучения и применения новых знаний, превращается в ведущий фактор образовательной политики.

Информационная компетентность специалистов предполагает их способность эффективно использовать средства информатизации и новые информационные технологии для решения практических задач.

Развитая информационная культура специалиста предполагает не только способность ориентироваться в новом информационном пространстве, но и умение использовать его возможности в своей профессиональной деятельности. Решение этой проблемы требует модернизации существующей системы высшего образования.

Несмотря на стремительность развития процесса информатизации, одной из главных причин отставания образовательной системы от достижений технического прогресса является недостаточно высокий уровень личной информационной культуры большей части педагогов высшей школы. В формировании информационной культуры студентов преобладает прагматичный подход, который проявляется в том, что получаемые знания воспринимаются только в плане их конкретного практического применения в учебной или профессиональной деятельности. Такое ограниченное понимание целей и задач воспитания информационной культуры личности мешает целостному ее формированию и не способствует выработке правильных представлений об информационной картине мира. Проблема формирования информационной культуры личности зачастую сводится к задаче курса информатики, не распространяясь на другие дисциплины, особенно гуманитарные, поэтому целостность процесса формирования необходимых информационных качеств будущего специалиста отсутствует. Но процесс развития информационной культуры не прекращается с выпуском их из учебного заведения, не ограничивается рамками системы повышения квалификации, он представляет собой непрерывное развитие и саморазвитие профессионала на протяжении всей его многолетней деятельности. И это связано с все возрастающим потенциалом информационных ресурсов.

Большое значение в формировании информационной культуры имеют компьютерные технологии как прогрессивный метод обучения. Информационная культура – это проникновение в суть процессов обработки информации, предполагающий умение правильно воспринимать различную информацию, выделяя в ней главное, применять различные виды формализации информации, широко использовать математическое и информационное моделирование для изучения различных объектов и явлений, разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их на ПК, анализировать полученные результаты, проводить вычислительные эксперименты для проверки правильности построенных моделей.

Информационная культура личности имеет ряд составляющих: информационную активность, развитую информационную мотивацию, познавательную, читательскую активность, усвоение навыков информационной деятельности, поисковое поведение, степень осознания собственных информационных потребностей, включенность в коммуникативный процесс. Эти структурные части информационной культуры базируются на совокупности личностных качеств, среди которых выделяются следующие:

- интеллектуально-познавательные , дающие возможность воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности;

- мотивационные , характеризующие мотивы и цели, определяющие направленность информационной активности;

- эмоционально- волевые , определяющие результативность информационной деятельности;

- коммуникативные , характеризующие нормы общения и обмена информацией.

Понятие информационная культура имеет сложную структуру, включающую множество компонентов в зависимости от профессиональной ориентации специалистов.

В информационной культуре личности мы выделяем три основных компонента:

Когнитивный (знания и умения);

Эмоционально-ценностный (установки, оценки, отношения);

Действенно-практический (реальное и потенциальное использование знаний и умений).

Рассмотрим компоненты информационной культуры личности. Само понятие «информационная культура» подразумевает в первую очередь умение находить и обрабатывать новую информацию с дальнейшей прикладной перспективой, а также тот факт, что средством в достижении указанной цели выступает технология мультимедиа, применяемая в образовательном процессе вуза и педагогом, и обучаемыми, мы предлагаем рассмотреть первым когнитивный компонент информационной культуры.

Таблица 1 – Компоненты информационной культуры

Компоненты информационной культуры личности

Когнитивный

Эмоционально-ценностный

Действенно-практический

1 Компьютерная грамот­ность

2 Навыки обраще­ния с информацией:

Умение орга­низовать по­иск информа­ции;

Умение рабо­тать с ото­бранной инфор­мацией: структурировать, система­тизировать, обобщать;

Умение ис­пользовать ин­формацию в коммуника­ции

2 Мотивы обраще­ния к различным источни­кам информации

3 Предпочтитель­ность ка­налов получения необхо­димой информации

4 Самооценка сте­пени удовлетворения ин­форма­ционных потребно­стей

5 Отношение к ком­пью­терным технологиям

1 Способы поиска и ка­налы получения не­об­ходимой информации

2 Интенсивность обра­щения к различным ис­точникам информа­ции

3 Применение по­лучен­ной информации в раз­личных сферах своей деятельности

4 Степень вклю­ченно­сти в Интернет-сообще­ство

5 Формы деятель­ности в Интернет

Рассматривая когнитивный компонент информационной культуры, мы выделяем его первый критерий – компьютерную грамотность . Без овладения компьютерной грамотностью невозможно осуществление процесса поиска и обработки информации в современной обстановке глобальной информатизации общества и образования.

Компьютерная грамотность – это динамическая характеристика личности, отличительными чертами которой являются: владение определенной системой компьютерных знаний, умений и навыков, обладание чувством ответственности за использование компьютерных технологий при решении учебных и личных задач, наличие творческого подхода к компьютерной деятельности.

Объективная оценка уровня сформированности компьютерной грамотности возможна по следующим показателям:

Ценностному отношению к компьютерной деятельности (соотношению общественной и личностной значимости компьютерной деятельности, проявлению познавательной и прикладной активности);

Теоретико-технологической компьютерной подготовке (алгоритмическому мышлению, теоретическим знаниям в области информатики);

Реализации творческих способностей (направленности на эвристическую деятельность, проявлению нестандартных подходов к решению стандартных задач).

Эффективность формирования этого параметра возможна при реализации ряда условий: наличии стремления обучаемых к повышению уровня компьютерной грамотности; актуализации полученных компьютерных знаний, умений, навыков; привлечении компьютерных технологий для различных форм образовательной деятельности (лекций, практических занятий, самостоятельной работы); реализации личностно-ориентированного взаимодействия преподавателей и обучаемых в ходе компьютерной подготовки; включении инновационных и творческих элементов в процесс овладения компьютерными технологиями.

Развитая компьютерная грамотность приобретает социально-значимый характер, при этом личность критически относится к своим действиям и анализирует результаты своего труда, что, в целом, свидетельствует о развитии общей культуры человека, о совершенствовании его личностных и профессиональных качеств.

Не овладев современными знаниями, умениями, навыками в области поиска, отбора, хранения и использования информации (вторым критерием – навыками обращения с информацией ), субъект не сможет приспособиться к быстро изменяющимся условиям информационной среды и ощущать себя в ней комфортно. Но знания, умения, навыки не могут быть приобретены сами по себе, в отрыве от мировоззренческих, морально-этических, психологических сторон социальной жизни. Культура обращения с информацией подразумевает:

Культуру поиска информации (знание информационных ресурсов, номенклатуры информационных услуг, предлагаемых библиотеками и органами НТИ, информационными изданиями и справочными системами; владение алгоритмами индивидуального поиска и так далее);

Культуру отбора и переработки информации (осознание собственных информационных потребностей, знание критериев релевантности информации, владение элементами аналитико-синтетической переработки информации и так далее);

Культуру передачи информации (знаний процессов информационно-коммуникативной деятельности и навыков в этой области).

Однако подход к формированию навыков обращения с информацией осуществляется малоэффективно в современной образовательной системе. Основы электронной обработки информации осуществляются преимущественно через изучение информатики, не прослеживая необходимой связи с другими дисциплинами.

Показателями сформированностии названного критерия являются способность студентов к информационному самообеспечению учебной, профессиональной и иной познавательной информацией, овладение рациональными приемами самостоятельного поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение формализованных методов аналитико-синтетической переработки информации; овладение традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности. Такая деятельность может осуществляться через электронные ресурсы учебной библиотеки ввтуза, Интернет.

Пристального внимания требует навык систематизации информации, то есть сведения разрозненных сведений в некую непротиворечивую схему. Систематизацию накопленной информации каждый субъект осуществляет самостоятельно, исходя из следующих соображений:

Объема накопленной информации (как известно, большой объем требует более сложных систем классификации, для меньшего объема достаточно простой, даже примитивной схемы);

Широты и многоаспектности содержания накопленной информации (широты кругозора субъекта);

Наличия установленных интеграционных связей между отдельными информационными фрагментами.

Эффективно развить этот навык возможно путем:

Нацеленности студентов на установление причинно-следственных связей в изучаемых явлениях;

Побуждения обучаемых к сравнению и систематизации признаков и свойств изучаемых объектов и явлений путем их сопоставления;

Подборки заданий, требующих от студентов теоретических обобщений и поисков фактов;

Подведения студентов к самостоятельному изучению широкого круга дополнительной литературы;

Установления связей между различными дисциплинами.

Именно интеграционные процессы способствуют одновременно активизации восприятия разных областей знания и его систематизации.

Эмоционально-ценностный компонент информационной культуры включает ряд критериев, характеризующих с одержание информационных потребностей и интересов , мотивацию деятельности, выбор каналов информации, с амооценку степени удовлетворения информационных потребностей, отношение к компьютерным технологиям.

Как правило, задача прогнозирования успешности обучения и профессиональной деятельности связывается преимущественно с диагностикой интеллектуальных способностей обучаемого. Но умственные способности, составляя фундамент интеллектуальной активности, не проявляются в ней непосредственно, а лишь преломляясь через мотивационную структуру личности. Доминирование ориентации на оценку и успех приводит к тому, что собственная познавательная деятельность становится лишь средством достижения иных целей, в результате чего ее содержание выхолащивается и обедняется.

Различные мотивации обусловливают различное место информации в структуре жизненных ценностей, предопределяют и разные средства достижения жизненных целей. На мотивацию большое влияние оказывает познавательная активность. Информационная активность субъекта тесно связана с уровнем развития информационной мотивации – еще одним критерием информационной культуры.

Мотивация и характер потребностей определяют необходимость выбора каналов получения информации (книг, средств массовой информации, электронных ресурсов, т.д.).

Информационная культура студентов зависит от степени осознания собственных информационных потребностей . Перед педагогом встает задача – сформировать эти потребности у студентов. Потребности различного плана зависят от профессиональных, необходимых в повседневной деятельности специалиста, до личностных.

Информационное поведение субъекта строится на основе ранжирования своих информационных потребностей по их значимости. Но удовлетворить все информационные потребности, как правило, невозможно. И чем шире спектр информационных потребностей, тем сложнее их ранжировать по значимости, соответственно, сложнее рационально выстроить свое поисковое поведение.

Развитые информационные потребности предполагают не всегда широкий содержательный спектр. Могут быть информационные потребности широкие, но неглубокие по содержанию, поверхностные, затрагивающие лишь внешнее проявление событий, природных и социальных процессов, без погружения в их сущность.