Всероссийская конференция "современные образовательные практики работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования". Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам работы с одаренными детьми Конференция работа с одаренными детьм


ВЫСТАВКА ДЕТСКОГО РИСУНКА «Школа вчера, сегодня, завтра в рисунках детей 1920-2017 гг.» из Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО» и творческих работ, присланных в 2016-2017 гг. на конкурс «В какой школе ты хочешь учиться?»

Наталья Николаевна Фомина, заведующая лабораторией музыки и изобразительного искусства ФГБНУ «ИХОиК РАО», член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор, на открытии выставки:

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Оксана Валерьевна Гончарова, директор ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества», к.п.н. Презентация
Екатерина Михайловна Акишина, директор ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО», к.п.н. Презентация
Николай Семенович Федченко, директор ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания», к.п.н. Презентация
Александр Ильич Савенков, директор Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, член-корреспондент Российской Академии образования, д.пс.н., д.пед.н., профессор. Диагностика и развитие детской одаренности в современной образовательной среде Презентация
Александр Анатольевич Попов, главный научный сотрудник ФГАУ ФИРО, заведующий лабораторией компетентностных практик образования Института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ, генеральный директор АНО «Открытое образование», д.фс.н.
Мифы и проблемы организационно-управленческого проекта одарённости
Презентация

ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ
«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК: КАК ПОСТРОИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ТРАЕКТОРИЮ СОПРОВОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ»

Модератор:
Роман Владимирович Комаров, ученый секретарь Учёного совета ГАОУ ВО МГПУ, к.пс.н., доцент

Участники дискуссии:

Позиция - родители одаренного ребенка:
Татьяна Владимировна Качалина, мама одаренного ребенка

Позиция - педагогика и психология:
Александр Ильич Савенков, директор Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, член-корреспондент Российской Академии образования, д.пс.н., д.пед.н., профессор

Позиция - директор общеобразовательной организации:
Вера Алексеевна Илюхина, директор ГБОУ г. Москвы «Школа №2006», к.п.н, заслуженный учитель РФ, депутат Совета депутатов муниципального округа Северное Бутово г. Москвы

Позиция - директор организации дополнительного образования:
Иван Насибович Жиганов, директор ГАО ДО г. Москвы «Детский музыкальный театр «Домисолька».

1 БЛОК
Поиск путей сопровождения одаренных
- Нужны ли талантам универсальные компетенции и как их развивать?
- Каков целевой запрос и ожидания родителей одаренных детей?
- Что такое индивидуальная образовательная траектория?
- Возможности дополнительного образования детей для ранней профессионализации и развития одаренных детей.
- Готова ли система образования к реализации индивидуальной траектории сопровождения детей с опережающим развитием?
2 БЛОК
Нормы образовательного права и механизмы сопровождения одаренных детей в общем и дополнительном образовании.
- Нормативно-правовая база для работы с одаренными детьми: необходимое и достаточное.
- Что нужно сделать школе, учреждению дополнительного образования и родителям для построения индивидуальной образовательной траектории ребенка?
- Механизмы построения индивидуальной траектории: интеграция программ общего и дополнительного образования, индивидуальный учебный план, тьюторство.
3 БЛОК
Подводные камни и рифы социализации одаренного ребенка
- Особенности социализации и самореализации детей с опережающим развитием и одаренностью, проблемы коммуникации со сверстниками.
- Готовы ли высшая школа и наука к привлечению и участию одаренных детей в реальных исследовательских проектах?
- Перспективы и барьеры, ожидающие ребенка, освоившего программы среднего общего образования и дополнительного.

КРУГЛЫЙ СТОЛ
«НОВЫЕ ПОДХОДЫ И МЕХАНИЗМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Модератор:
Максим Сергеевич Казарновский, директор по развитию ФГБУК «ВЦХТ», директор Исполнительной дирекции Московского международного салона образования «Индивидуальное портфолио учащегося как инструмент организации работы с одаренными детьми»

Л.С. Львова, начальник научно-методического отдела ФГБУК «ВЦХТ», к.п.н., г. Москва
Нормативно-правовые механизмы обновления дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности Презентация

Е.Ю. Пономарева, начальник методического отдела по ПФО ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», к.п.н., г. Москва
Дополнительное образование в сфере физической культуры и спорта: перспективы создания условий выявления и отбора одаренных детей Презентация

В. А. Илюхина, директор ГБОУ г. Москвы «Школа №2006», к.п.н, заслуженный учитель РФ, депутат Совета депутатов муниципального округа Северное Бутово, г. Москва
Механизмы построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся в условиях многопрофильного образовательного комплекса Презентация

А.А. Забавина, заведующий сектором аттестации и курсовой подготовки ГБУ ДО «Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области», г. Нижний Новгород
Особенности реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей, проявивших выдающиеся способности, в образовательных организациях системы дополнительного образования
(на примере ГБУ ДО «Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области») Презентация

Л.В. Карлинская, ГБОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества «Центр социализации молодежи», г. Самара
Художественные конкурсы как возможность развития творческих способностей детей Презентация

А.Д. Ханнанов, директор АНО «ИИТО», г. Москва
Международный опыт работы с одаренными детьми (по материалам ЮНЕСКО) Презентация

ПАНОРАМА РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В.П. Писаревский, старший методист, ГБУ Воронежской области «Областной центр развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи», г. Воронеж
Реализация регионального проекта по работе с одаренными детьми Воронежской области «Лига успеха»

В.М. Ревунец, художественный руководитель Образцового детского коллектива музыкально-драматического театра «Мичлун» ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова, г. Сыктывкар
«Союз красоты и таланта» - проект системы работы с одарёнными детьми на примере деятельности образцового детского коллектива музыкально-драматического театра «Мичлун»
Презентация

И.В. Тяпугина, директор ГБУ ДО «Белгородский областной Дворец детского творчества», г. Белгород
Социально-профессиональное самоопределение обучающихся в системе дополнительного образования: опыт региональных практикПрезентация

Т.М. Ульрих, учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №3», г. Ханты-Мансийск
Клуб «Литературная гостиная» как нетрадиционная форма знакомства с произведениями современной литературы Презентация

Г.С. Денежкина, педагог-организатор. МБУ «СИМБИРЦИТ» по работе спортивно-досуговых клубов и центров по работе с детьми, подростками и молодёжью по месту жительства, г. Ульяновск
Опыт работы в театральном объединении «Вдохновение» Презентация

Г.А. Пономарёва, педагог дополнительного образования,
О.И. Турундаевская-Лашко, учитель английского языка, Коношский район, Архангельская область

Опыт работы по развитию мотивации одарённых детей в дополнительном образовании Архангельской области
(на примере МБОУ ДО ««Коношский районный Дом детского творчества»
и МБОУ «Подюжская средняя школа им. В.А. Абрамова») Презентации

ВТОРОЙ ДЕНЬ КОНФЕРЕНЦИИ
4 ноября (суббота)
КРУГЛЫЙ СТОЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ, МЕТОДИКИ, ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Лариса Семеновна Львова, начальник научно-методического отдела ФГБУК «ВЦХТ», к.п.н.
Программа дополнительного образования: планируемые образовательные результаты или образовательные достижения обучающихся?

И.П. Корчуганова, методист Центра творчества и образования Фрунзенского района, к.пс.н., г. Санкт-Петербург
Разработка новых форм поддержки развития одаренных детей и талантливой молодежи в условиях дополнительного образования

И.А. Ржевская, старший методист, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Детско-юношеский центр «АРС»», г. Кострома
Детский совет как форма работы с социально одаренными учащимися

К.А. Вилков, ГБОУ школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды», г. Санкт-Петербург
Развитие личности школьника, мотивированного на спортивные результаты, в условиях интеграции образовательных программ

Е.В. Кузнецова, тьютор ГБОУ г. Москвы «Школа № 109», ОСП в НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, г. Москва
Робототехника как «активатор» познавательной деятельности детей, находящихся на длительном лечении в НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева

В.О. Усачева, старший научный сотрудник ФГБНУ «ИХОиК РАО», г. Москва
Композиторская практика работы с музыкально одаренными детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Н.В. Сливченко, заслуженный работник культуры Удмуртской республики, МБУ ДО «Детская школа искусств № 2» г. Сарапул, Удмуртская республика
Некоторые вопросы развития творческих способностей одаренных детей на начальном этапе обучения
Видеоматериалы

Г.Ю. Леготина, учитель английского языка, г. Ханты-Мансийск
Формирование творческих способностей учащихся старших классов на уроках английского языка

С.В. Винник, АОУ ДО Ярославской области «Центр детей и юношества», Ярославская область
Опыт работы с одаренными детьми в детском творческом объединении «Фитодизайн»

А.С. Шеболдаев, профессор РГУ имени А.Н. Косыгина, г. Москва
Методы обучения одарённых детей при создании ими графических и живописных композиций

Н.Н. Лебедь, методист ФГБУК «ВЦХТ», руководитель проекта, г. Москва
Конкурсные проекты и образовательный бенчмаркинг

Оргкомитет Конференции благодарит всех участников за активную и содержательную работу! Надеемся на продолжение плодотворного сотрудничества!


3 и 4 ноября ФГБУК "Всероссийский центр художественного творчества" при поддержке Министерства образования и науки РФ проводит в Москве Всероссийскую конференцию "Современные педагогические практики работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования". Ведущие российские эксперты в области педагогики обсудят специфику обучения одаренных и высокомотивированных детей в рамках программ дополнительного образования.

Конференция является очередным шагом в комплексе мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, принятой Правительством РФ в 2012 году. Цель программы – выявление и развитие одаренных детей в России, обеспечение всесторонней поддержки детям и их семьям.

В конференции примут участие представители государственных органов управления образованием, педагоги и руководители организаций дополнительного образования, общеобразовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, творческие и научные работники, представители бизнеса. Среди экспертов конференции: Ирина Ильичева, заместитель председателя Комиссии по образованию Московской городской Думы, Оксана Гончарова, директор ФГБУК «ВЦХТ», Александр Савенков, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ, Максим Казарновский, директор Московского международного салона образования, директор по развитию ФГБУК «ВЦХТ», Александр Попов, главный научный сотрудник ФИРО, Сергей Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. Всего в дни работы конференции участие в ее работе примут более 250 экспертов в сфере образования и педагогики, в том числе, представители регионов РФ.

Предметом профессионального обсуждения на Конференции станут лучшие образовательные практики выявления и сопровождения одаренных и высокомотивированных детей в процессе реализации дополнительных образовательных программ в сфере образования, культуры и спорта. Конференцию откроет обсуждение роли федеральных ресурсных центров в координации работы с одаренными детьми и талантливой молодежью в рамках реализации Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».

В фокусе рассмотрения на Конференции – практические аспекты работы с одаренными детьми, в том числе, находящимися на длительном лечении. Нужны ли талантливым детям универсальные компетенции и как их развивать? Как построить индивидуальную траекторию обучения одаренного ребенка? Каковы запросы и ожидания родителей одаренных детей от системы образования?

«Сегодняшние работодатели, чей бизнес основан на интеллекте и ориентирован на «экономику знаний», в том числе создатели инновационных предприятий «креативной индустрии», ожидают, что молодые люди будут не только обладать определенными знаниями, но будут все в большей степени демонстрировать способность к творческому мышлению, гибкому решению проблем, принятию самостоятельных решений и адекватной эффективной коммуникации, – говорит Оксана Гончарова, директор ФГБУК «ВЦХТ». – Для повышения своей конкурентоспособности на сегодняшнем рынке и государству, и бизнесу нужны прогрессивные, творчески одаренные, всесторонне развитые, оригинальные мыслители. В связи с этим возникает вопрос – какие педагоги смогут подготовить такого ребенка «на выходе»? Как и кто должен готовить таких педагогов? На эти и другие вопросы мы попробуем найти ответы в ходе дискуссии на Конференции», – сказала Оксана Гончарова.

Одна из главных тем Конференции – развитие творческих способностей одаренных детей на занятиях музыкой, хореографией, искусством. Эксперты также обсудят особенности социализации и самореализации детей с опережающим развитием и одаренностью, специфику их коммуникации со сверстниками.

«Дополнительное образование – это та благодатная почва, которая даёт приращение разным способностей детей. Образовательная система должна стать социальным лифтом для каждого ребенка, который должен обеспечить движение вверх, а педагоги помогут определить маршрут этого движения», – подчеркнула Лариса Львова, руководитель методического отдела ФГБУК «ВЦХТ».

Формат работы двухдневной Конференции предполагает пленарное заседание, панельные дискуссии, мастер-классы. Мероприятия конференции пройдут в здании ФГУБК «ВЦХТ» (ул. Дербеневская, д. 16, левое фойе) и в здании Государственного бюджетного учреждения средней образовательной школы с дополнительным образованием г. Москвы «Класс-Центр» (ул. Большая Академическая, д. 11 «А»).

Соорганизаторы Конференции: Некоммерческое партнерство «Ассоциация участников рынка артиндустрии», Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии РАО».

Программа конференции - в файле, прикрепленном ниже

12-14 ноября в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам работы с одаренными детьми «Реализация Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: компетентностные практики образования как основа формирования и постановки рекордных целей».

Конференция была организована Министерством образования и науки Российской Федерации и Государственным автономным образовательным учреждением высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» при поддержке Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования», Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский центр художественного творчества», Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Открытое образование», Культурно-образовательного туристического центра «Этномир», Закрытое акционерное общество «Мастерславль».

Первый день конференции прошел на базе Московского городского педагогического университета, в Москве. Второй день – в Культурно-образовательном туристическом центре «Этномир» в деревне Петрово Боровского района Калужской области. На третий день участники конференции отправились по различным маршрутам образовательно-практических экскурсий.

В открытии конференции приняли участие представители министерства образования и науки РФ, министерства культуры РФ, министерства спорта: заместитель министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Каганов , заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Павел Сергаманов, заместитель директора Департамента государственной политики Министерства образования и науки РФ в сфере воспитания детей и молодежи Софья Мозглякова, заместитель руководителя департамента образовательных программ в сфере культуры Анна Григорьева, советник отдела спортивного резерва и федеральных стандартов спортивной подготовки Департамента науки и образования Минспорта России Ирина Григорьева. В своих выступлениях они подчеркнули важность для нашей страны создания и реализации общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Пленарные заседания, прошедшие в первый день были посвящены культурно-историческим, социо-культурным и другим контекстам проблемы работы с одаренными детьми в нашей стране и во всем мире, а также психолого-педагогическим технологиям сложившимся в этой сфере. С докладами выступили представители науки и образования. Директор Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» МОН РФ, академик РАО, профессор Александр Григорьевич Асмолов акцентировал внимание на том, что современная социальная ситуация требует перенастройки системы работы с одаренными, заключающейся в переориентации работы от диагностики одаренности - к конструированию мотивированности. Главный научный сотрудник лаборатории компетентностных практик образования Института системных проектов МГПУ, доктор искусствоведения, профессор Олег Игоревич Генисаретский поставил вопрос о понимании одаренности в современных образовательных практиках компетентностного подхода.

Руководитель Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центр социологии образования» Российской академии образования, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Владимир Самуилович Собкин посвятил свой доклад вопросу о связи одаренности с ранней профессионализацией. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Павел Аркадьевич Сергоманов обсуждал возможные стратегии управления и подходы к одаренности.

В заключении первой сессии выступил ведущий конференции - главный научный сотрудник Федерального института развития образования, заведующий лабораторией компетентностных практик образования Института системных проектов Московского городского педагогического университета, генеральный директор АНО «Открытое образование», доктор философских наук Александр Анатольевич Попов . Он представил открытую модель работы с одаренными детьми: оргпроект, технологии, принципы кадровой политики.

Вторая сессия была посвящена анализу проблем и достижений в области технологий выявления и психолого–педагогического сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи. Здесь выступили:

    директор Центра образовательного консалтинга и аудита, проректор Открытого института «Развивающее образование», ведущий научный сотрудник Института системных проектов Московского городского педагогического университета, кандидат психологических наук Владимир Александрович Львовский;

    руководитель группы диагностики творчества Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Психологический институт» Российской академии образования, доктор психологических наук Диана Борисовна Богоявленская ;

    научный сотрудник лаборатории компетентностных практик образования Института системных проектов Московского городского педагогического университета Павел Павлович Глухов.

Во второй день конференции прошла третья сессия, посвященная анализу сложившей практики выявления и поддержки молодых талантов, на которой выступили руководители региональных органов управления образования. Были организованы три секции по проблемам управления, организации и практических разработок, обеспечивающих создание общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Руководители секций Александр Анатольевич Попов, Светлана Владимировна Кац (научный сотрудник лаборатории компетентностных практик образования Института системных проектов МГПУ) и Ирина Сергеевна Криштофик (ведущий научный сотрудник лаборатории компетентностных практик образования Института системных проектов МГПУ) организовали обсуждение вопросов, связанных с реализацией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

В работе секций приняли участие около ста человек – представители науки и высшего образования, научно-педагогических изданий, региональных и муниципальных органов управления образования, педагоги и руководители дополнительного образования, образовательных организаций высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности. Участники конференции отметили актуальность и содержательность прошедшей конференции и выразили пожелания о продолжении начатой в ходе нее работы, о необходимости проведения ежегодной конференции по данной проблеме.